2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Данте считают самым великим поэтом средневековья

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Книги

Login Form

Данте Алигьери – последний поэт Средневековья и первый поэт эпохи Возрождения

Подробности Категория: Поэзия эпохи Возрождения Опубликовано 27.08.2019 20:20 Просмотров: 586

Как известно, эпоха Возрождения началась в Италии в XIII-XIV вв. – гораздо раньше, чем в других европейских странах. Это было время расцвета культуры после долгого застоя Средневековья.

Ученые, писатели, художники эпохи Возрождения верили в силу и красоту человека, в его разум. Они изучали античную поэзию и искусство, не забывая и народную поэзию своей родины. Их называли «гуманистами» (от латинского «гуманус» — «человеческий»). В Италии сохранилось много античных памятников культуры. В них гуманисты видели изображение прекрасного, сильного, гармонически развитого человека. Учёные-гуманисты находили, сохраняли, изучали, возрождали произведения искусства и идеи античной древности. Отсюда и произошло слово «возрождение». Вскоре оно приобрело более широкий смысл и стало означать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей.
Эпоха Возрождения дала миру множество выдающихся людей, обладавших необыкновенной широтой интересов. Один из них – Леонардо да Винчи, гениальный скульптор, художник и теоретик искусства, выдающийся механик и математик, проектировщик плотин и крепостей, мечтатель, размышлявший над устройством летательных аппаратов. Он писал басни и рассказы, изобретал станки и машины. Это лишь один пример, но эпоха Возрождения знала и других людей, совмещавших в себе несколько профессий и обладавших широким кругозором и могучей силой мысли.

Данте Алигьери (1265-1321)

Данте Алигьери – итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. В своей «Комедии», которую позже Боккаччо назвал «Божественной», он дал общий анализ культуры последнего периода эпохи Средневековья.

Краткие биографические сведения

Данте родился и жил во Флоренции. Его предки происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Он получил хорошее образование, изучил античную и средневековую литературу, естественные науки и был знаком с еретическими учениями того времени. Предположительно, учился в Болонском университете.
Ближайшим другом Данте был поэт Гвидо Кавальканти. Ему Данте посвятил множество стихов и фрагментов поэмы «Новая жизнь». В возрасте 36 лет Данте был избран членом городского самоуправления – в то время жители Флоренции боролись за независимость города от римского папы.

Но сторонники папы одержали верх и начали расправляться со своими противниками. Данте стал изгнанником: почти 20 лет скитался он по разным городам Италии и умер в 1321 г. в Равенне, так и не вернувшись вновь в родную Флоренцию.

Надгробие Данте в Равенне

Творчество Данте Алигьери

Данте писал стихи и прозу на народном итальянском языке – в этом он был уникален, т.к. поэты-современники предпочитали латынь. Но на латинском языке народ не говорил, а Данте считал, что поэт обязан писать на родном языке.
В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую любовь к Беатриче Портинари, которая умерла в 24-летнем возрасте. Впервые он обратил на неё внимание, когда ему было 9, а ей – 8 лет. Девочка жила по соседству. Через 9 лет он увидел её уже замужней женщиной и увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь символом высокой любви, этот символ он продолжал лелеять в своём сердце, когда Беатриче уже умерла, а сам он вступил в брак по политическому расчёту. У них было трое детей.

Генри Холидей «Данте встречает Беатриче на мосту Санта-Тринита»

Поэма «Новая жизнь» (1283-1293)

«Но́вая жизнь» написана в форме прозиметрума (чередующихся фрагментов стиха и прозы). Это автобиографическая исповедь, созданная Данте в ближайшие годы после смерти Беатриче. Книга состоит из 42 кратких глав с комментариями, в которые включены 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллада и 2 стихотворных фрагмента.

Читать еще:  Что такое автотюн

Гл. XXXV
«По прошествии известного времени я находился в неком месте, где предавался воспоминаниям о прошлом. Я был весь погружен в мысли столь скорбные, что друзьям лицо мое должно было показаться измученным и искаженным. Тогда, осознав мое мучительное состояние, я поднял глаза, чтоб увидеть – видят ли меня. Тогда я заметил некую благородную даму, юную и прекрасную собой, которая смотрела на меня из окна с таким сожалением, что казалось, что все сожаление в мире нашло в ней свое рибежище. И так как несчастные, видя сострадание других, почувствовавших их муки, легче уступают приступам слез, как бы сожалея самих себя, я ощутил в моих глазах желание пролить слезы. Но, боясь показать жалкое состояние моей жизни, я удалился от очей этой благородной дамы, говоря самому себе: «Не может быть, чтобы с этой сострадательной дамой не находился бы благороднейший Амор». Поэтому я решился написать сонет, в котором я говорил бы о ней, заключив в нем все, что я изложил в этом комментарии. Итак, из этого вступления вполне ясен смысл сонета. Сонет начинается: «Я видел, как глубоко. »

Я видел, как глубоко состраданье
Запечатлел ваш милосердный лик,
Когда, смущенный, долу я поник
Во власти скорбного воспоминанья.

И понял я, что грустное мечтанье
Не чуждо вам, но был мой страх велик,
Что выдадут глаза то, что привык
Скрывать в моем печальном состоянье.

Я вас бежал, о госпожа младая,
И был слезами увлажнен мой взор.
Глубины сердца образ ваш смутил.

Тут голос внутренний проговорил:
«Поистине с ней вместе был Амор.
Он побудил тебя идти, рыдая».

В изгнании Данте создал философское сочинение «Пир» (не окончено), в котором выразил мечту о тех временах, когда люди будут жить без раздоров и междоусобиц.

Трактат Данте «Пир» (1304-1307)

На основе анализа трёх собственные канцон Данте затрагивает проблемы философии и этики: дилемму латинского и народного языков, философии и истинного благородства (существует ли оно «по крови» или является свойством души и не зависит от социального происхождения). В своих толкованиях Данте опирается на античные и средневековые авторитеты, труды Аристотеля и Платона, Цицерона и Сенеки, Авиценны и аль-Газали, других великих мыслителей.

Андреа дель Кастаньо «Данте на фреске виллы Кардуччо» (1450). Галерея Уффици

Данте «Божественная комедия» (1308-1321)

Самое известное произведение Данте – поэма «Комедия», которую впоследствии назвали «Божественной». В этом дополнении выражено восхищение этим произведением. Её считают настоящей средневековой энциклопедией научных, политических, философских, моральных, богословских знаний и величайшим памятником итальянской и мировой культуры.
Поэма состоит из 3 частей (кантиков): «Ад», «Чистилище» и «Рай». В каждой части 33 песни. Поэма написана трёхстрочными строфами с особой схемой рифмовки (терцинами).
«Божественная комедия» – последнее и самое зрелое произведение Данте, в котором воплотилось мировоззрение поэта, последнего великого поэта средних веков.
В Средневековье были приняты сюжеты о загробной жизни, Данте также взял привычный сюжет. Он изобразил себя путешествующим по аду, чистилищу и раю в сопровождении уже умершего римского поэта Вергилия. Этот фантастический сюжет Данте наполнил картинами жизни современной ему Италии.

Сандро Боттичелли «Ад». Ватиканская апостольская библиотека
В первой части поэмы «Ад» он изобразил кровожадных властолюбцев, ненасытных скупцов, жестокосердных властителей и даже нескольких римских пап. Их посмертные мучения он показал как справедливое возмездие за зло, совершенное при жизни. В аду также эгоисты, скупцы, лжецы, равнодушные – они в своей жизни не препятствовали злу и не делали добра. «Взгляни и мимо!» – говорит он о таких людях.

Читать еще:  Для чего нужно ПО

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

(Отрывок из Первой песни «Божественной комедии» — «Ад». Перевод М. Лозинского)

Но в аду были не только те, кто совершил при жизни какое-то зло. Там были и те, кто, по мнению церкви, должны терпеть вечные муки за свою страстную любовь или за свой пытливый ум. Ими Данте восхищался, сочувствовал их страданиям. Он описывает в своей поэме встречу с тенями юных влюблённых Паоло и Франчески да Римини. Восхищён он и неутомимым странником Улиссом-Одиссеем.
Вторая часть поэмы – «Чистилище». Как и ад, чистилище состоит из ряда кругов, сужающихся к вершине горы. Ангел, охраняющий вход в чистилище, впускает Данте в первый круг чистилища, перед этим начертав мечом на его лбу семь P (Peccatum – грех), символизирующие 7 смертных грехов (блуд, (чревоугодие, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость). Гордые медленно ползут под тяжестью камня, привязанного к шее; завистливые с зашитыми веками, сидят, прижавшись спиной к скале, плечами друг к другу; корыстные рыдают, лёжа лицом к земле и не смея двинуться.
Третья часть – «Рай». Вергилий туда войти не может, т.к. не был крещён.

Данте и Беатриче говорят с учителями мудрости Фомой Аквинским, Альбертом Великим, Петром Ломбардским и Сигером Брабантским на Сфере Солнца. Фреска Филиппа Фейта
В раю Данте встречает Беатриче, она становится его провожатой и побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его на небо. Третья часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Он видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, а затем Христа и Деву Марию и, наконец, достигает общения с Создателем.

Микеланджело «Сотворение Адама», фреска Сикстинской капеллы

Когда мой взор, все обошед кругом,
Воспринял общее строенье Рая,
Внимательней не медля ни на чем,

Я обернулся, волей вновь пылая,
И госпожу мою спросить желал
О том, чего не постигал, взирая.

Мне встретилось не то, что я искал;
И некий старец в ризе белоснежной
На месте Беатриче мне предстал.

Дышали добротою безмятежной
Взор и лицо, и он так ласков был,
Как только может быть родитель нежный.

Я тотчас: «Где она?» — его спросил;
И он: «К тебе твоим я послан другом,
Чтоб ты свое желанье завершил.

Взглянув на третий ряд под верхним кругом,
Ее увидишь ты, еще светлей,
На троне, ей суждением по заслугам».

Я, не ответив, поднял взоры к ней,
И мне она явилась осененной
Венцом из отражаемых лучей.

От области, громами оглашенной,
Так отдален не будет смертный глаз,
На дно морской пучины погруженный,

Как я от Беатриче был в тот час;
Но это мне не затмевало взгляда,
И лик ее в сквозной среде не гас.

(Отрывок из Третьей песни «Божественной комедии» — «Рай». Перевод М. Лозинского)

Сила поэтической дара Данте настолько огромна, что некоторые простодушные современники считали Данте человеком, действительно побывавшим в аду. Образы людей, которых он встречает в путешествии по загробному миру, их характеры, мысли и страсти переданы с необыкновенной яркостью.
Поэма заканчивается словами:

Читать еще:  Что входит в обязанности участкового уполномоченного полиции

Но собственных мне было мало крылий;
И тут в мой разум грянул блеск с высот,
Неся свершенье всех его усилий.

Здесь изнемог высокий духа взлет;
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,

Любовь, что движет солнце и светила.

Образы «Божественной комедии» вдохновляли многих современников и потомков Данте. А.С. Пушкин считал это произведение гениальным созданием мировой литературы и неоднократно упоминал имя Данте в своих произведениях. Симфоническая поэма П.И. Чайковского «Франческа да Римини» основана на сюжете из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь 5-я), рассказывающем о трагической любви замужней юной Франчески к Паоло (младшему брату её мужа) и постигшем их возмездии.

Памятник Данте во Флоренции (1865). Работа скульптора Э. Пацци

Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?

Его считают самым великим поэтом Средневековья. Данте Алигьери (1265—1321) родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу. В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времён откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. Данте активно участвовал в политической борьбе в родном городе, он принадлежал к группе противников папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте приговорили к изгнанию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жизни, он скитался по городам Италии, много страдал, тосковал по родине и умер в Равенне, где провёл последние годы при дворе местного правителя.

Другие вопросы из категории

Читайте также

главное преимущество древнегреческого алфавита перед финикийским? 3. Какие части имело здания греческого театра? Каково назначения каждой? 4. Назовите имена поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете? 5. Назовите самый известный храм, созданный древними греками. Как они выглядят? 6. Какие произведения древних скульптур вы запомнили? Опишите их. 7. Покажите на карте места сражения греков с персами. Почему греки гордились этим сражением? 8. Как афиняне называли управление в своем полисе? Почему они считали эту форму правления наилучшей? 9. Представьте себе, что вы оказались в Афинах во время Перикла. Опишите те места и постройки, которые вам запомнились. Каких знаменитых людей вы можно было встретит их в городе? Чем они были знамениты? 10. Покажите на карте страны и области, завоеванные Александром Македонским. 11. Что означает слова и выражения: демократия, стратег, оратор, лаконичная река, стиль, трагедия и комедия, спартанское воспитание, ипподром, атлет, музей?

2.Какую из глобальных проблем ты считаешь самой опасной?Почему?

3. Как ты думаешь, что может сделать человечество длят ого,чтобы все люди на планете жили мирно и достойно?

человеком на свете. Каково же было его удивление,когда вместо ожидаемого ответа он услышал:»Самым счастливым на этой земле был афинянин Телл. Он был не слишком богат, но и не слишком беден, спокойно занимался своим делом и не опасался нужды и голода,у него были хорошие,разумные дети,и погиб он в бою,защищая своё государство». Затем солон добавил , что именно о такой судьбе мечтает каждый грек.
Как это характеризует потребности греков.

Почему англичане считают великую хартию вольностей основанием английских свобод?

Источники:

http://ency.info/slovesnost/poeziya/1058-dante-aligeri-poslednij-poet-srednevekovya-i-pervyj-poet-epokhi-vozrozhdeniya
http://himia.neznaka.ru/answer/1381647_pocemu-dante-scitaut-samym-velikim-poetom-srednevekova/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector