Почему именно буддизм превратился в мировую религию
Буддизм – как мировая религия
В VI – V вв. до н. э. возникает религиозное учение буддизма, враждебное древней жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди городских низов, где классовые противоречия были всего острее.
Господствующие классы после некоторого сопротивления признали и поддержали буддизм, исходя из своих классовых интересов. Как раз в эту эпоху в Индии возникали крупные государства. Брахманизм защищал преимущества жрецов, в буддизме же сильной была антижреческая тенденция. В то же время идеология буддизма требовала покорности и примирения и поэтому казалась не опасной для господствующего класса.
Буддизм – одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и мусульманством.
Буддизм (основатель – странствующий монах Сиддхартха Гаутама) стал ведущим этико-философским учением Древней Индии. Центром его внимания стала тема преодоления человеком страданий, вызванных его существованием в окружающем мире. Основной тезис буддизма гласит, что жизнь человека есть страдание, и это является законом бытия. Любая жизнь – страдания, и нет счастливых жизней. Страдания обусловлены желаниями и страстями людей, привязанностью к мирской жизни.
Каждый человек страдает еще и от того, что обречен на неизбежную старость и смерть. В общем, страдания являются выражением извечного противоречия между устремлениями человека и несовершенством мироздания. Единственным способом их преодоления может быть лишь избавление от угнетающей власти внешнего мира. Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Буддийская литература возникла значительно позже, первая попытка систематизации буддизма дана в так называемой «Трипитака» («Три корзины учений»). В третьей из этих книг рассматриваются философские вопросы. Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиаме. Другая ветвь буддизма утвердилась в Тибете, Китае и Японии.
В буддизме были сформулированы четыре благородные истины.
Первая из них гласит, что жизнь человека есть страдание (рождение, болезнь, старость и т.д.).
Вторая – причиной страдания является жажда жизни и стремление к наслаждениям. Именно в связи с этим и возникают все страсти и желания.
Третья истина полагает, что прекращение страданий возможно лишь путем отказа от жажды жизни, оставления ее.
Четвертая истина: путь к избавлению страданий восьмеричен (правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильное сосредоточение, правильный путь в жизни). Буддизм подробно истолковывал свои важнейшие положения. Так, правильная жизнь – это, прежде всего честный труд, не причинение зла живому, отказ от опьяняющих напитков. Правильная речь должна быть правдивой, бесхитростной, дружественной и точной.
Итогом восьмеричного пути должно стать состояние полной невозмутимости и безразличия, называемое в буддизме нирваной («тушение огня», «угасание», «покой»). Только достигший такого состояния человек может быть достойным и заслуживающим уважения. Это будет «просветленный» человек, свободный от привязанностей к мирской жизни. У такого человека уже нет ничего ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Достигнуть освобождения от страданий могут лишь монахи, которые строго придерживаются названных положений и ведут тем самым аскетический образ жизни. С точки зрения буддизма, лишь монашество является выходом из круговорота перерождения жизни («сансара»). Монашество – это добровольный уход из мирской суеты, большая каждодневная работа над самим собой.
Кроме темы страданий, в буддизме были затронуты и иные важные мировоззренческие вопросы. Так, подчеркивалась мысль о том, что в мироздании все причинно взаимосвязано и ничто не происходит случайно. Высказывалась также идея изменчивости всего сущего: кажущееся вечным на самом деле исчезает, высокое снижается, где есть встреча – там будет и разлука, рожденное со временем умрет. Душа человека – это сплошной поток сознания, постоянное становление, а сам индивид чем-то напоминает движущуюся колесницу.
Со временем буддизм превратился в одну из мировых религий, особенно влиятельных в странах Востока. Обращенное к теме мироздания и существования человека в нем, данное этико-философское течение не теряет своего значения и в наше время.
Некоторые положения буддийского учения представляют интерес с философской точки зрения. Таковы учение о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.
Вопрос о практических путях этического совершенствования разработан в буддизме очень подробно. Это учение о восьми «добродетелях», которые достигаются теми, кто проходит такой путь. Добродетели состоят в правильном поведении, в правильном видении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, правильном усилии, правильном внимании, правильном сосредоточении.
Успех буддизма был обусловлен тем, что он был «религией спасения», вселял в души верующих надежду на то, что повсеместно распространенное страдание может быть побеждено и устранено. Как все религии, буддизм вовсе не стремился к устранению причин страданий в реальной общественной жизни. Он был не учением борьбы, а религией покорности. В своем дальнейшем развитии буддизм разделился на ряд школ.
Почему буддизм стал мировой религией?
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня мы с вами поговорим о том, почему буддизм стал мировой религией.
Что такое мировая религия
Буддизм, как нам уже известно, является одной из трех древнейших мировых религий наряду с христианством и мусульманством. Что значит «мировая религия»? Это та, что исповедуется людьми разных стран и даже континентов, т.е. это религия, которая вышла за пределы той страны, где она зародилась.
На данный момент Буддизм исповедуется в огромном количестве стран — Тибете, Монголии, Китае, Японии, Тайланде, Лаосе, Шри-Ланке, и многих других, а также в Российских республиках — Бурятии, Калмыкии, Туве и ряде регионов на западе. Популярность буддизма растет с каждым днем, и уже давно вышла за пределы своей родины — Индии.
Итак, чтобы проследить его историю, давайте сначала кратко вспомним, как возникло это религиозно — философское мировоззрение.
История зарождения
Буддизм зародился в Индии примерно в 6 веке до н.э. В одной состоятельной индийской семье родился мальчик по имени Гаутама Сиддхартха. Все свое детство и юность он провел в трех дворцах в роскоши и богатстве, ни в чем не нуждаясь.
В 29 лет он впервые столкнулся со смертью и бедностью. Эта ситуация вызвала сильнейшее потрясение у него: он претерпел психологическую трансформацию и решил уйти из дома, чтобы ходить по миру и найти истину.
«Осознанное отношение к себе и ко всему живому в мире — единственный правильный путь»
Гаутама много странствовал, подвергал себя аскезе, занимался различными духовными и физическими практиками. Однажды, просидев долгое время под деревом Бодхи, он познал Истину и таким образом, достиг Нирваны — состояния благодати и понимания сути всех вещей.
Так он стал Буддой, т.е. Просветленным. Будда считал, что осознанное отношение к себе и ко всему живому в этом огромном мире — единственный гармоничный путь, чтобы достигнуть состояния просветления и избежать страдания. В основу его учения заложены четыре благородные истины:
- наша жизнь является по своей сути страданием
- причина же этого состояния — желания и страсти
- любое страдание можно преодолеть
- существует путь, чтобы прекратить эти страдания, и он называется Восьмеричный Путь.
Восьмеричный путь заключается в том, что у человека, избирающего его, должны быть: правильное сознание, мысли, речь, действия, образ жизни, старания, осознанность. Кроме того, он должен стремиться находиться в состоянии здесь-и-сейчас.
«Страдание можно победить» — сказал Будда, и учил этому на своем примере.
Только пройдя все эти ступени, можно достичь просветления. До тех пор, пока мы не достигнем состояния Нирваны, мы будем участвовать в постоянном кармическом перерождении в высшие или низшие формы жизни. Когда же мы станем просветленными, наша душа освободится от кармы и с того момента будет свободной.
Причины
Давайте подумаем, почему же идеи Будды так «прижились» среди людей.
Дело в том, что философия этого учения пришлась очень многим по душе, т.к. стать просветленным и умиротворенным мог каждый человек, вне зависимости от положения, которое он занимал в жизни, т.е. буддизм стал первой мировой религией, которая уравняла всех людей. В такой кастовой стране, как Индия, этот подход в ту пору был, можно сказать, революционным, однако некоторым людям он пришелся по душе.
Кроме того, новое философское учение воспринималось как спасение от несчастья. Идеи о том, что страдание можно победить, захватили умы людей. У Будды появилось множество последователей и учеников, а внутри самого воззрения образовалось несколько направлений и большое количество школ.
Основные направления — это:
- махаяна — самая популярная ветвь учения: цель махаяны — это спасение не только себя, а человечества в целом
- тхеравада — самое древнее движение: его цель — исповедование Дхармы, учения Будды, и личное спасение
- ваджраяна — это тантрическая ветвь учения, которая образовалась внутри махаяны. Наверное, самое мистическое направление, которое гласит, что освобождения можно достичь путем занятиями йогой и медитациями. И сделать это вполне возможно в течение одной жизни.
Популярность буддизма объясняется и тем, что главным гуру этого учения был реальный человек, который самостоятельно достиг состояния полного покоя. Будду воспринимали как лидера и живой пример человека, сумевшего достигнуть состояния счастья.
Также эта религиозная концепция никогда не внедрялась насильно, в отличие от других мировых вероисповеданий. Кроме того, данное вероучение не запрещает исповедовать какую-либо иную религию, помимо непосредственно самого буддизма. В мире есть как «чистые» сторонники этого исповедания, так и те, кто вместе со своей изначальной верой является еще и буддистом.
Как мы с вами видим, это философское учение является толерантным и благожелательным по отношению ко всем формам жизни, существующим на нашей планете. Совокупность всех этих факторов сыграла свою роль в том, что буддизм приобрел большое распространение и признание среди людей.
И сейчас, в наше не самое спокойное время, это восточное верование привлекает все больше и больше людей именно по вышеуказанным причинам.
Одна из буддийских истин гласит:
«Прежде чем что-либо сделать по отношению к другому человеку, подумай, хочешь ли ты, чтобы с тобой поступили таким же образом.»
Наверное, именно этого очень не хватает современному миру.
Заключение
Итак, дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, как и когда возник буддизм, о сути этого мировоззрения, а также о причинах и факторах, в связи с которыми он стал одной из трех мировых религий. Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на нее в социальных сетях.
Буддизм как мировая религия
Пожалуй, буддизм – одна из самых оригинальных религий в мире. Во-первых, потому, что это даже и не религия, а просто философская система, которая в процессе своего развития и приспосабливания к мышлению среднестатистического человека приобрела черты религии. Во-вторых, потому что центральная фигура буддизма – это вовсе никакой не бог, а просто человек, который смог познать собственную природу и поведать об этом другим. А, в- третьих, потому что буддизм, в отличие от других религий-лидеров, никогда не насаживался с помощью военной агрессии в таких масштабах, как это происходило с христианством и исламом. Всё потому, что буддизм – философия самоуглубления, и главное в ней – познание себя, а не вера в слова священника. В качестве пути личного осознания высших сфер бытия буддизм сумел завоевать приблизительно пол миллиарда сторонников во всём мире.
Буддизм как мировая религия начал обретать последователей сразу после провозглашения Буддой основных его постулатов. Первоначально буддизм был своеобразной оппозицией к царящему на то время в Индии брахманизму. Давно устаревшая система верований, в центре которой были священники-брахманы, уже не давала народу ожидаемого от религии успокоения. Поэтому буддизм был воспринять достаточно активно благодаря обещанию просветления уже в теперешней жизни, тогда как брахманизм сулил освобождение от сансары только в перевоплощении брахманом. Свойственные буддизму терпимость и непричинение зла разрешили ему мирно сосуществовать с другими культурами и верованиями Азии. Межнациональный характер этой религии и широкое распространение в восточных странах позволили говорить о буддизме как о мировой религии уже в эпоху средневековья.
За свою историю буддизм мог несколько раз становится государственной религией в той или иной азиатской стране. Где-то его поддерживали, где-то изгоняли, а через несколько столетий начинали вновь поддерживать. Буддизм как мировая религия перетерпел множество трансформаций, расслоившись на множество школ и течений, в количестве которых с ним не сравнится ни одна другая мировая религия. Возможность трактовать вероучение буддизма по своему усмотрению позволила ему объединиться с коренными религиями многих стран, превратившись в ламаизм в Тибете или дзен-буддизм в Китае. Экзотичность буддийского вероучения наконец привела его в Европу и Америку, где он был активно подхвачен людьми, которых уже не удовлетворяло христианство.
Буддизм как мировая религия с каждым годом завоёвывает всё больше и больше последователей. Хотя сложность философской доктрины буддизма не позволяет становится его сторонниками людям, которые ждут от религии быстрого решения всех проблем. Буддизм требует от человека самостоятельно искать ответы на вечные вопросы, потому быстрее всего в западных странах он распространяется среди интеллигентной прослойки общества. В Азии становлению буддизма как мировой религии очень способствовало так называемое восточное мышление, интравертное по своей сути. Без сомнения, предрасположенность к ассимиляции с другими вероучениями, а также соответствие принципам, позволяющим разрешить большинство глобальных проблем, и дальше будут способствовать распространению буддизму как мировой религии.
Источники:
http://studopedia.ru/18_39156_buddizm–kak-mirovaya-religiya.html
http://o-buddizme.ru/istoriya-buddizma/pochemu-buddizm-mirovaya-religiya
http://www.astrostar.ru/articles/ezoterika/ucheniya-i-napravleniya/buddizm-kak-mirovaya-religiya.html