0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему иней при первых заморозках быстро тает

Осень в неживой природе — ОСЕНЬ

Цель: показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоят названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучатся к наблюдениям за изменениями погоды.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись пьесы “Осенняя песня” из цикла “Времена года” П.И. Чайковского, фотографии осенних природных явлений (иней, туман, дождь, замерзание реки), бабьего лета.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Установите соответствия. Соедините линиями слова каждого столбика.

Сентябрь Капустник, грязник

Октябрь Полузимник, бездорожник

Ноябрь Зоревник, дождезвон

Ответ: сентябрь — зоревник, дождезвон; октябрь — капустник, грязник; ноябрь — полузимник, бездорожник.

3. Фронтальный опрос

— Назовите осенние месяцы.

— Вспомните их старинные русские названия, названия на языке своего края.

— Расскажите о старинном русском празднике капустнике.

— Почему октябрь называли свадебником?

— Назовите день-погодоуказатель. Какая погода была в этот день? Какой прогноз на зиму вы дадите?

(Затем учащиеся отвечают на вопросы в рубрике “Вспомним” на с. 58 учебника.)

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись пьесы П.И. Чайковского “Осенняя песня” из цикла “Времена года”.)

— О чем эта музыка? (О красоте русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь пышным многоцветием. Но осень — это и унылый пейзаж, и умирание природы, и грусть по уходящему лету.)

Сегодня на уроке будем говорить об осени в неживой природе.

IV. Работа по теме урока

— Что такое погода? (Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.)

Рассмотрим эти основные слагаемые погоды в осенний период.

(Учитель обращает внимание школьников на данные таблицы наблюдений за погодой осенью.)

— Что происходит с температурой воздуха осенью? (Температура воздуха понижается.)

— Докажите это. (Температура воздуха в сентябре была. в октябре. т. е. температура понизилась.)

— Объясните причины понижения температуры воздуха. (Ответы учеников.)

Летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают ее. Поэтому холодает.

(Учитель рисует на доске схематический рисунок.)

Осенние явления в неживой природе. По календарю осень начинается 1 сентября. Но это по календарю. В природе таких четких сроков нет. Где-то листья начинают опадать раньше, где-то позже, где-то река замерзает раньше, а где-то позже.

Когда же в природе кончается лето и начинается осень? Это происходит в дни первых заморозков.

— Что такое заморозки? (Заморозками называют легкие утренние морозы.)

Именно после этих заморозков начинается усиленный листопад, прячутся насекомые, улетают птицы на юг. Так как территория нашей страны очень большая, то и заморозки начинаются в разное время. В Московской области они бывают в первой половине сентября, на севере — в Мурманской области — в августе, на юге — в Краснодарском крае — в октябре.

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней.)

— Что такое иней? (Примерный ответ. В морозные зимние ночи капельки воды, которые испаряются с поверхности воды, растений, почвы, превращаются в игольчатые кристаллики льда. Они покрывают блестящим покрывалом ветки деревьев и кустарников, электропровода. Это иней.)

— Посмотрите на данные таблицы наблюдений. Когда был иней?

(Учитель показывает фотографию инея на деревьях.)

Читать еще:  Как работает в праздники банк ВТБ

— Чем отличаются осенние дожди от летних? (Осенью дожди холодные, моросящие, мелкие, затяжные.)

— Назовите даты осенних дождей. (Ответы учеников.) Осенью часто стелются над землей туманы. Кажется, будто

облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю — и туман исчезает. Образуется туман так. От холода влажный воздух начинает превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Это туман.

— Назовите даты осенних туманов. (Ответы учеников.) Туман, иней, дождь, заморозки — обычные явления для осени. Осень приносит прохладу. Нет уже жарких дней. Идут дожди. Но нередко вслед за этим устанавливается теплая и сухая солнечная погода —лето возвращается. Начинают летать бабочки, мухи. Солнце подолгу сверкает на небосклоне. На одну-две недели устанавливается теплая сухая погода.

— Как называют эту пору осени? (Бабье лето.)

(Учитель читает стихотворение от имени кукол-помощников.)

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?!

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

— Назовите сроки бабьего лета. (Ответы учеников.)

Дни становятся все короче, а ночи длиннее. 23 сентября — день осеннего равноденствия. День и ночь равны. Они длятся по 12 ч. После этого дня ночь становится вес длиннее, а день заметно уменьшается. Наступают короткие дни осени.

(Учитель записывает термин на доске.)

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег. Поздней осенью во всем чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоемах начинается ледостав — реки, озера, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.

Как замерзает река. Процесс ледостава, или замерзания реки, происходит тихо и незаметно. Если вы не живете на берегу реки, кажется, что совсем недавно была чистая вода, а теперь — ровная и гладкая поверхность. Ледостав — процесс тихий и таинственный.

У берегов, где скорость течения реки небольшая, появляются забереги — тонкий ледок вдоль берега. Он словно держится за берега, зацепился за них.

На стрежне, т. е. на середине реки, верхние слои воды охлаждаются до 0°. При соприкосновении с морозным воздухом образуются небольшие плоские льдинки, похожие на блестки сала в тарелке с остывшим супом. Это ледяное сало.

После снегопада в реке появляется снежура, похожая на плывущую по течению кашу из снега. Количество льдинок растет, они слипаются со снежурой в большие рыхлые комья льда. Это шуга. Скопления шуги плывут вниз по течению, наращивая забереги, останавливаясь на мелких местах, превращаясь в льдины. Льдины смерзаются друг с другом, становятся все больше и больше. Большим льдинам плыть все труднее. Они соединяются с заберегами. Движение льда на реке прекращается. Река замерзла.

(Учитель в процессе рассказа записывает термины на доске, показывает фотографии процесса замерзания реки.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 58-59. На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком — поздняя? Объясните.

(Учитель обращает внимание учеников на цвет неба, облачность, цвет воды в реке, дождь.)

— Какие осенние явления погоды вы еще отметили в таблице наблюдений? (Ответы учеников.)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на место тихо сели.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте и выполните задание.

(Работа в паре с последующей проверкой.)

Ответ: иней, заморозки, туманы, бабье лето, ледостав.

Ответ: 23 сентября.

Читать еще:  Как хорошо учиться

— Почему этот день так назвали? (День равен ночи.)

— О какой осени — золотой или поздней — рассказывают наши помощники?

(Учитель читает стихотворения от имени кукол-помощников.)

На дороге, на тропинке

Растерял листочки лес.

Паучок на паутинке

Мне за шиворот залез.

Уж темнее стали ночи,

И не слышен дятла стук,

Чаще дождик ветви мочит,

Не раздастся грома звук.

Поутру уже на луже

Появился первый лед.

И снежок легонько кружит,

Знать, мороз в пути, идет.

Нынче осень, непогода.

Дождь и слякоть. Все грустят,

Потому что с жарким летом

Расставаться не хотят.

Небо плачет, солнце прячет,

Ветер жалобно поет.

Загадали мы желанье:

Пусть к нам лето вновь придет.

И сбылось желанье это.

Чудо нынче — бабье лето,

Среди осени — жара!

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

— Почему иней при первых заморозках быстро тает?

— В каком осеннем месяце больше всего туманов? (В ноябре, так как низкая температура воздуха. От холода влажный воздух начинает превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе туманом.)

Сделаем вывод. Уменьшение продолжительности светового дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — это осенние явления в неживой природе. 23 сентября — день осеннего равноденствия.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем вызвано осеннее похолодание?

— Назовите осенние явления в неживой природе.

— Назовите день осеннего равноденствия.

1. Прочитать текст в учебнике (с. 58—61), ответить на вопросы в рубрике “Проверим себя” (с. 61).

2. Научиться старинной детской игре “В кулика”.

почему иней быстро тает при первых заморозках

температура земли больше

Другие вопросы из категории

1. Viele Studenien können deutsche Zeitungen ohne Wönerbuch lesen. 2. Die ganze Brigade will an der Erfüllung des Planes teilnehmen. 3. Darf ich eine Frage stellen? 4.
Die Studenten müssen die Sprache aktiv studieren.

Коротко написать нужно
Помогите, пожалуйста 🙂

Читайте также

выстрела. Какова вероятность получить два попадания при трех выстрелах?

1. Уложить, приподняв ноги, обеспечить приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, побрызгать в лицо холодной водой.
2. Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца, напоить холодным напитком.
3. Уложить, согреть, напоить горячим напитком.

2.) Как поступить при обнаружении в ране мелких инородных предметов?

1. Промыть рану водой, удалить пальцами инородные предметы, обработать рану настойкой йода.
2. Обернуть пальцы стерильной марлей и собрать мелкие инородные предметы.
3. Нельзя собирать мелкие инородные предметы с поверхности раны.

3.) Назовите признаки артериального кровотечения:

1. На раневой поверхности выступают мелкие, точечные капельки крови.
2. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей.
3. Кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

4.) Как оказать первую помощь при артериальном кровотечении у пострадавшего?

1. Наложить давящую повязку.
2. Наложить жгут выше места повреждения.
3. Наложить согревающий компресс, обеспечить покой.

5.) Каким образом производится наложение кровоостанавливающего жгута на конечность?

1. Жгут накладывается на 10-15 см ниже места повреждения, конечность фиксируется повязкой.
2. Жгут накладывается на 10-15 см выше места повреждения на подкладочный материал.
3. Жгут накладывается на 10-15 см выше места повреждения непосредственно на кожу.

было написано: «Войдёшь и найдёшь золотое перо!» Справившись с волнением, ребята быстро пришли к общему решению. Открыли дверь и с радостью увидели помощников совы: серьёзный цветной карандаш, задумчивую точилку и весёлый блокнот. Первый вопрос: «Какую из трёх дверей выбрали ребята и почему?»

Читать еще:  Как отстирать вещи от краски

1. Туго перебинтовать поврежденную конечность.
2. Совместить костные отломки друг с другом, наложить повязку, зафиксировать конечность с помощью шины.
3. Наложить повязку на рану, зафиксировать конечность с помощью шины.

2.) Какие предметы можно использовать в качестве иммобилизирующей шины?

1. Доски, палки, пучки прутьев.
2. Только стандартные медицинские шины.
3. Доски, картон, рейки, бинт.

3.) Как оказать первую медицинскую помощь при химическом ожоге?

1. Обильно промыть холодной водой, наложить стерильную повязку.
2. Обработать края раны настойкой йода, наложить стерильную повязку.
3. Промыть перекисью водорода, наложить стерильную повязку.

4.) В каких случаях транспортировка пострадавших осуществляется сидя?

1. Повреждения верхних конечностей и органов брюшной полости.
2. Перелом ключицы, перелом ребер.
3. Травмы груди.

5.) Какие симптомы наблюдаются при сотрясении головного мозга?

1. Похолодание тела, потеря сознания.
2. Головная боль, тошнота, слабость, потеря сознания.
3. Деформация черепа, очковая гематома.

разреженным. Воздушный шар,наполненный разреженным воздухом,легче вытесненного им окружающего воздуха. Его поднимает выталкивающая сила. 2.Небольшая часть воздуха сгорает при нагревании и исчезает . Воздуха становится меньше. Выталкивающая сила поднимает более лёгкий шар.

Экскурсия в осенний лес

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Экскурсия в осенний лес.

Ц ель: провести наблюдение за изменениями в природе. Знать, что такое похолодание, заморозки осенние явления в живой природе.

Беседа: Чем отличаются деревья, кустарники, и трава?

Каких диких животных вы знаете?

Ход: много в природе в эту пору напоминает лето. Но многое и изменилось. Наша главная задача экскурсии – увидеть эти изменения. Для этого мы будем делать вот что:

-Наблюдаете за погодой и сравнить ее с погодой которая была летом-

-Посмотрим изменились ли деревья и кустарники ( окраска листьев ),а дышит ли листья.

-Обращаем внимание на то, изменились ли травянистые растения, так ли много цветущих растений как летом.

-Понаблюдаем за насекомыми, птицами по возможности за зверьками .И елки мы увидели, как необыкновенно красива природа осени!

Правила друзей природы

1.Не ломайте деревья и кустарники, не вырывайте травянистые растения.

2.Не сгибайте грибы, даже несъедобные.

3.Не обрывайте паутины и не убивайте пауков.

4.Не пугайте птиц, и не у носите их домой.

5.Не шумите в лису, а парке не пугайте животных.

Беседа: Чем вызвало осенние похолодание?

-Почему иней при первых заморозках быстро тает?

-Чем осенние дожди отличаются от летних?

Теперь осенью солнце поднимается в небе, не так высоко дни улетали заметно короче, чем были летом. Поэтому похолодало

Похолодание- понижение воздуха.

Теперь уж не побегаешь на улице в одной рубашке, не искупаешься в реке, не походишь по улице. Особенно холодно по ночам. Однажды утром мы посмотрели в окно и увидели, что, земля трава, крыши домов побелели! Нет, это еще не снег. Это иней значит был заморозок. Но солнце быстро отогрело землю и иней преобразуется в воду. Летом грозы часты. Небесная темная грозовая туча сверкнет молния, загремит гром. Дождь пройдет сильный, но долгий. Прольет он и снова весело сияет солнце. Осенние грозы редкие. Дожди моросящие, затяжные. Часто гусиные туманы. Но ранней осенью часто стоят теплые, сухие дни .В эти дни мы как бы прощаемся в летом. Поздняя осень холодная, дождливая. Идет мокрый снег, но он быстро тает. Чувствуется приближение зимы.

Каких насекомых вы видели летом? А осенью?

Кто такие насекомые? Что вы можете рассказать о них ? Каких вы знаете насекомых ? Паук- это животное ? или насекомое ? и т.д

Источники:

http://compendium.su/world/2klass/18.html
http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/3564151_pocemu-inej-bystro-taet-pri-pervyh-zamorozkah/
http://infourok.ru/ekskursiya-v-osenniy-les-476868.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector