5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Катерину можно считать трагической героиней

Катерина – русская трагическая героиня


Свобода – это любовь, любовь – это свобода

Домашнее задание к уроку

1. Соберите цитатный материал для характеристики Катерины.
2. Прочитайте II и III действия. Отметьте в монологах Катерины фразы, свидетельствующие о поэтичности ее натуры.
3. Какова речь Катерины?
4. Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?
5. В чем неизбежность конфликта Катерины с миром «темного царства», с миром Кабановой и Дикого?
6. Зачем рядом с Катериной Варвара?
7. Любит ли Катерина Тихона?
8. Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?
9. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? Может быть, протест – в любви к Борису?

Используя материал приготовленный дома, охарактеризуйте Катерину. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?

Д.I, явл. V, стр.232: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться. В Катерине есть – наряду с душевной мягкостью, трепетностью, песенностью – и ненавистная для Кабанихи твердость, волевая решительность, которые слышатся и в ее рассказе об отплытии на лодке, и в отдельных ее поступках, и в ее отчестве Петровна, производном от Петр – «камень». Д.II, явл. II, стр. 242–243, 244.

Поэтому Катерину не удается поставить на колени, и это значительно осложняет конфликтное противостояние двух женщин. Возникает ситуация, когда, по пословице, коса нашла на камень.

Чем еще отличается Катерина от обитателей города Калинова? Найдите места в тексте, где подчеркивается поэтичность натуры Катерины.

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев она чувствует красоту природы и любит ее. По утру ранехонько я вставала… Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела…

«Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», – рассказывает она о своем детстве. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. (д.I, явл. VII, стр. 235). Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны.

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой.

«До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», – вспоминает она. (д.I, явл. VII, стр. 236)

А как вы охарактеризуете речь героини?

В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы, восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь ее обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей. В ее речи встречаются просторечия, слова церковно-религиозного характера (жития, ангелы, храмы золотые, образа), выразительные средства народно- поэтического языка («Ветра буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску»). Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными. Интонации выражают отношение Катерины к окружающим.

Откуда появились в героине эти черты? Расскажите, как жила Катерина до замужества? Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы): независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Для Катерины главное – жить согласно своей душе

Читать еще:  Почему

В семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Кабанихи главное – подчинить. Не дать жить по-своему

С.235 д.I, явл. VII («Такая ли я была!»)

Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». А неволя несовместима с ее свободолюбивой душой.

В чем заключается протест Катерины против «темного царства»? Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»?

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц «Грозы». Цельная, честная, искренняя, она неспособна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят Дикие и Кабановы, ее жизнь складывается трагично. Она не желает приспосабливаться к миру «темного царства», но и жертвой ее назвать нельзя. Она протестует. Ее протест – это любовь к Борису. Это свобода выбора.

Любит ли Катерина Тихона?

Выданная замуж, видимо, не по своей воле, она поначалу готова стать примерной женой. Д.II, явл. II, стр. 243. Но такая богатая натура как Катерина не может любить примитивного, ограниченного человека.

Д. V, явл. III, С.279 «Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.»

Уже в начале пьесы мы узнаем о ее любви к Борису. Д. I, явл.VII, с.237.

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

Сама любовь к Борису – это трагедия. Д.V, явл. III, стр. 280 «На беду я увидела тебя.» Даже недалекий Кудряш это понимает, с тревогой предупреждая: «Эх, Борис Григорьич! (. ) Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! (. ) А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят. (. ) Только вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

Любовь к Борису – это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.

Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой, ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

Д.II, явл. X, стр. 250–251. Прочитать.

Д.III, сцена II, явл. III. стр. 261–262, 263

Д.V, явл. III, стр. 279.

Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

Так что же лежит в основе протеста Катерины против «темного царства»?

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Смерть Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены. Кулигин бросил упрек в немилосердии.

Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Скорее всего, нет.

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Читать еще:  Что за актриса

Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт «Грозы» и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» написал: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать «Грозу» трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала.

На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами.

Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или. уж и не знаю», – признается она сестре мужа Варваре.

Сочинение: Трагическая судьба Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX ве­ка. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интел­лигентов. В литературе появилась новая тема — положение жен­щины в семье и обществе.

Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаи­моотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — сим­вол душевного состояния, поэтому каждый из героев характе­ризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, ни­кому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.

Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило от­печаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Дет­ские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы бо­гомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина — мечтатель­ница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действи­тельности.

Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ан­гелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые прояви­лись уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Кате­рина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Ва­рей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не лета­ют так, как птицы?» — эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.

Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая,’независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе и родитель­ской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не люби­ла своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле ма­тери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа лю­бить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю».

Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщи­на, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над луга­ми: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Читать еще:  Как сделать вентиляцию в частном доме

Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Ка­терина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованно-;* стью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калинова. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде ; Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, •|v как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее.

Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приво­дят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отно­шением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.

В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном цар­стве».[/sms]

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По «Грозе» А. Н. Островского)»

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Она была женой Кабанова, невесткой Кабанихи. Молодая и красивая девушка пыталась всячески противостоять самодурам.

Раньше, до встречи и женитьбы с Кабановым, Катерина была счастливой, ей ничего не было нужно, мама её наряжала, не принуждала работать, ей снились прекрасные сны. Она говорит: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Это говорит о том, что жизнь Катерины если не испортилась совсем, то стала намного хуже. Ведь от хорошей жизни люди такими не становятся. Катя словно переселилась в другой мир, в котором «всё как будто из-под неволи», в мир, полный обмана и жестокости.

Всю пьесу Катерина борется с Кабановыми. Кабаниха – живое воплощение деспотизма, убеждённая блюстительница заветов старины и яркая противница всего нового. Судьба Катерины могла сложиться совершенно иначе, если бы не её свекровь. Кабанова жизни не даёт молодой девушке, следит за каждым её шагом и при каждой возможности стараться унизить её. Попав в другую семью, Катерина была бы счастлива и осталась бы жива. Но этого не случилось. Не смог защитить её ни муж, ни «любовник» Борис, хотя второй мог увезти её и сделать из Катерины Петровны Катюшу – счастливую и любящую жизнь девушку, какой она была раньше.

Катерина перенесла много трудностей. Её свекровь – самодур, муж – маменькин сынок, возлюбленный Борис оказался трусом и не забрал её с собой. Также её несколько раз «пугает» барыня, угрожающая ей смертью. Единственный человек, которого можно назвать другом Катерины, это Варвара. Она старается помочь ей перенести весь ужас, который находится вокруг.

Наконец Борис уезжает, и Кате предстоит перенести упрёки свекрови. Но любая мысль об этом очень сильно тревожит её. Катя начинает задумываться о смерти. Она одновременно и рада и несчастна: если она умрёт, то не станет больше терпеть Кабановых и этот жестокий мир, но ведь самоубийство – это большой грех. В конце концов она подходит к берегу, прощается и «уходит.»

Является ли Катерина трагическим персонажем? Несомненно. И это может подтвердить лишь конец её истории, этого будет достаточно. Я думаю, что в то время, когда Катерина, таких несчастных людей было очень много, потому что диких и Кабановых хватало на всех. Бедные люди не могли противостоять богатым.

Мне кажется, что этого достаточно для того, чтобы доказать – Катерина считается трагическим персонажем.

Источники:

http://trassa.narod.ru/lekzia/ostrovskiy/katerina.htm
http://www.kalitva.ru/99450-sochinenie-tragicheskaja-sudba-kateriny.html
http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/42-sochinenie-na-temu-pochemu-katerinu-mozhno-schitat-tragicheskoj-geroinej-po-groze-a-n-ostrovskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×
×
×