21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему кино можно назвать синтетическим искусством

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино

Мы так привыкли смотреть кинофильмы, развлекаясь, что вряд ли сразу ответим на вопрос, в чём же состоит особенность и суть кино как искусства. Конечно, любой фильм — это прежде всего запечатлённое движение. Веками художники мечтали оживить изображение, придать ему движение. После появления фотографии для этого оставалось сделать лишь небольшой шажок: создать киноплёнку, съёмочную и проекционную киноаппаратуру и повесить экран или, на худой конец, простыню. И это произошло. Датой рождения кино стало 22 марта 1895 г., когда в Париже братья Люмьер показали свою первую короткую киноленту «Прибытие поезда».

. Погас свет, и на людей вдруг поехал поезд. Иллюзия реальности была столь велика, что первые зрители бежали от ужаса, боясь, что поезд наедет на них. Потребовалось достаточное время, чтобы понять: кино — это не сама реальность, хотя происходящее на экране фотографически похоже на действительность.

(«Прибытие поезда» братьев Люмьер — первый фильм., 1895 г.)

Это лишь её киноизображение, новая условность экранного искусства. Конечно, сегодня мы не боимся ни едущих на нас поездов, ни стреляющих с экрана танков. Но до сих пор понимание условности происходящего на экране, его неравность реальному ещё усвоена до конца не всеми.

(«Путешествие на Луну» Ж. Мельеса — первый игровой фильм)

Эффект иллюзии реальности происходящего на экране — начальная точка торжества и успеха у зрителей игрового кино. Не документальная съёмка братьев Люмьер, а киношутка «Политый поливальщик» и фильм-фантазия «Путешествие на Луну» Ж. Мельеса стали прологом мира киноиллюзии и развлекательных комедий.

(«Политый поливальщик» братьев Люмьер — первая киношутка)

Вначале кино было чёрно-белым, без звука, а главным выразительным средством в фильме стало само изображение, чудо его движения. Этот этап развития кинематографа получил название «Великий Немой». В нём сформировалась эстетика и формы нового искусства.

(«Понизовская вольница» («Стенька Разин») — первый отечественный игровой фильм, 1908 г.)

Как и фотография, кино на ощупь и постепенно искало свой собственный язык и художественную специфику. Как и фотография, вначале кино, чтобы доказать свою значимость как искусства, подражало живописи. Вначале кино также рядилось в театральные одежды. Даже само здание, где демонстрировали фильмы, называли «кинотеатр» (а первый из них в Москве по аналогии с Художественным театром назвали «Художественный»).

По этой же причине фильмы, в которых играли актёры, стали называть «художественные», хотя художественности и искусства в них было маловато. Большие актёры считали ниже своего достоинства играть в безмолвных лентах, где вся игра была неестественно аффектирована, а диалог давался посредством титров. Поэтому и родилась отдельная профессия — киноактёр, вначале называвшаяся «натурщик», новое искусство рождало и другие невиданные раньше творческие профессии, например оператора (в то время назывался «съёмщик»). Постепенно формировались и профессии режиссёра, сценариста и т. д. В кинотеатрах, называвшихся также и «Иллюзион», и «Синема», показ фильма сопровождался аккомпанементом играющего на фортепиано музыканта-тапёра. Эта кинопрофессия исчезла с приходом звука.

Славу эпохи великого немого составили легендарный Чарли Чаплин, первая русская кинозвезда Вера Холодная, фильмы «Жанна д’Арк» ж. Дрейера (Франция), экспрессионистский «Кабинет доктора Калигари» Р. Вине (Германия) и знаменитый «Броненосец «Потёмкин» С. М. Эйзенштейна (СССР).

Кино стало ведущим искусством XX в. В нём одновременно присутствовали образцы высокого искусства и фильмы с простыми незатейливыми сюжетами. Но и то и другое было необходимо зрителю. Сидящие в зале обливались слезами вместе со страдающими героями или, наоборот, с радостью переживали удачу заурядного клерка, выигравшего миллион, женившегося на первой красавице и входящего в свой новый дворец. Потому что зритель идентифицировал себя с героем, ощущал себя во время сеанса этим человеком. Кино стало великим утешителем, миром иллюзий и грёз, уводящих, пусть на час, своих зрителей от повседневных тягот и горестей в неведанные им экранные фантазии счастья, богатства и любви.

(«Путёвка в жизнь», режиссёр Н. В. Экк — первый отечественный звуковой фильм, 1931 г.)

Но были и фильмы, говорившие правду о жизни. И это были поистине великие картины больших мастеров, раскрывавшие человеку его самого. Фильм «Бродяга» и маленький комичный герой Чарли Чаплина завоевали миллионы сердец во всём мире. «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна раскрывал силу восставшего народа и был признан лучшим фильмом всех времён и народов. Фильмы мастеров итальянского неореализма, отказавшихся от съёмок в павильонах киностудий и перенёсших съёмки в реальные дома и на улицы, безусловностью натуры увеличивали правду жизни своих героев. Язык кино усложнялся, становился тоньше и глубже.

Приход звука совершил революцию в кино. Когда Великий Немой заговорил, это показалось концом киноискусства, потому что стиралась прежняя условность и ещё одна грань между реальностью и экраном. Слово и музыка в кино привели к тому, что сегодня фильмы строятся гораздо больше на развитии сюжета и нюансах актёрской игры, чем на изображении. «Картинка» стала как бы дополнением к кинодиалогу героев.

(«Гамлет». Г. М. Козинцев (СССР)).

Через некоторое время графику чёрно-белого кино сменило вторгшееся на экраны изобилие цвета и компьютерных эффектов. Язык экрана действительно стал многоголосым. Здесь задействованы выразительные возможности драматургии и режиссуры, актёрской игры и художнической анимации, операторского и музыкального мастерства. Голос многочисленных искусств звучит в едином полифоническом языке, на котором говорит сегодня кино.

Приход цвета на киноэкраны — важный момент в истории кино, но цвет не стал для кино столь же революционным событием, как звук. Потому что цвет — это лишь новая, «цветовая», грань киноизображения.

(«Сарабанда». И. Бергман (Швеция))

Художественная природа цвета в живописи и в фильме различна.

В живописи цвет — сочинение художника, важнейшее средство создания образа.

Цвет в кино возникает на экране без воли автора. Он копия, слепок природной реальности. правда, компьютер даёт новые возможности автору привнести творчество и в эту сферу.

Современный зритель настолько привык к цвету, что классику чёрно-белого кино стали раскрашивать. И если для сказки «Золушка» (Н. Н. Кошеверова, 1947 г.) это допустимо, то образы других фильмов от цвета только проигрывают.

Всё дальнейшее развитие технологий — от круговой панорамы до стереоизображения — принципиально не изменило искусства кино, а было лишь эволюцией кинозрелища. Сейчас популярно создание мультиплексов, торгово-развлекательных центров, где человек может сделать покупки, поесть, развлечься боулингом или бильярдом. Подобные комплексы формируют определённый образ жизни и досуга людей, в котором наряду с перечисленным существует кино, интернет-кафе и т. п.

Конечно же, идущие здесь фильмы не могут быть серьёзными и заставляющими зрителя думать. Картины, демонстрируемые в этих центрах, даже сделанные на высочайшем техническом уровне вроде 3D, всего лишь развлекающий визуальный повод для отдыха.

Фильм, просматриваемый во время поглощения кока-колы и поп-корна, сам становится похожим на них. Суперагент Джеймс Бонд, кинодива Мэрилин Монро, комические персонажи С. Крамарова лишь часть всегда готового к развлечению зрителя кинорынка, продукт масскультуры. Это вовсе не значит, что не надо отдыхать и смеяться, но человеку, чтобы быть действительно человеком, нужен глоток чувств и мыслей истинного искусства. Истинное искусство всегда требует от зрителя сопереживания и духовно-интеллектуального напряжения.

Кино — новая изобразительная условность, ещё более, чем фотография, похожая на действительность. Условность кино проявляется, например, в том, что событие показывается на экране не полностью, а отдельными фрагментами, и мы видим его не на всём временном протяжении, а лишь как монтаж его эпизодов.

Время в фильме условно и не равно реальному. Оно может растягиваться и сжиматься, потому что любое событие можно показать и стремительно проносящимся, и повторённым в прошедшем или будущем. В фильме создаётся своё собственное — кинематографическое — время и пространство.

Вот человек входит в дом, поднимается, звонит, дверь открывается, а в следующем кадре он уже спускается вниз, но мы-то понимаем, что человек был в квартире и там что-то происходило.

Читать еще:  Где в Турции тепло в октябре

Фильм снимается отдельными фрагментами — планами. Их последовательное соединение называется монтаж. Порядок последовательности планов придаёт смысл тому, что мы видим на экране. Именно в отборе и монтаже воплощается видение и замысел создателей фильма. Монтаж — основа худо-жественно-образной неповторимости кинематографа.

Задание

Учебно-исследовательское

  • Аналитическая работа на тему «Для чего и зачем нужно кино людям?» (или «Какой бы фильм я хотел снять, с какими актёрами и режиссёром?» и т. п.), раскрывающая понимание синтетической природы кино и значение монтажа для создания образа в фильме.

Работа, как и все последующие, выполняется (индивидуально или коллективно) в форме реферата или устного сообщения с привлечением специально подобранного материала (из книг, журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы, с последующей презентацией и коллективным обсуждением.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему кино можно назвать синтетическим искусством?
  2. В чём состоит условность жизни на экране и почему её экранное изображение не равно самой жизни? Кино — развлечение, отдых, фантазия, размышление о жизни или сама жизнь?
  3. Что такое монтаж?

Художник, рисуя картину, не указывает зрителю, сколько времени смотреть ту или иную её часть. В фильме же важно, сколько времени мы видим снятый фрагмент, как долго он находится у нас перед глазами.

Восприятие экранной «картинки» зависит не только от точки и ракурса съёмки, крупности плана, но и от продолжительности показа этой «картинки». Хронометраж съёмки объекта, время пребывания его на экране определяет эмоционально-образное содержание и восприятие киноизображения.

Пространство, здания, люди на картине статичны, запечатлены с одной точки зрения, неизменны в своих размерах и крупности. В то же время пространство в фильме, снятое с разных точек зрения и на разной крупности движущейся камерой, рождает у зрителя эффект движения в экранном пространстве, эффект приближения и удаления от предметов.

Посмотрите как может меняться восприятие одних и тех же кадров в зависимости oт того, сколько они длятся на экране.

Картина запечатлевает событие одномоментно, статично, а фильм запечатлевает его динамично развивающимся. Киноизображение, обретшее движение, живёт и изменяется во времени и в пространстве. Поэтому кино относится к пространственно-временным искусствам.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

  • Выбрать из различных кинопланов три киноплана и предложить такую последовательность их монтажного соединения, при которой выстроенный видеоряд в результате обретёт смысл. Обратить внимание также на хронометраж планов, составляющих ваш видеоряд.

Почему кино считается синтетическим искусством

Предпосылки рождения и развития кино. Литература, живопись, театр как составляющие кинообраза. Синематограф братьев Люмьер. Появление первых звуковых фильмов. Вклад различных наций в совершенствование кинематографа. Особенности современного киноискусства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Северо — Западная Академия Государственной Службы

Центр ускоренного обучения

Кафедра Культурологи и русского языка

ПОЧЕМУ КИНО СЧИТАЕТСЯ СИНТЕТИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ

Санкт — Петербург — 2009

Кино — дитя ХХ в. Его появление обусловлено достижениями науки и техники в области оптики, химии, электро- и фототехники, физиологии зрения (открытие способности сетчатки глаза десятую долю секунды сохранять впечатление). Рождение кино нельзя объяснять только техническими и научными достижениями. Его появление и развитие стимулировали социальные особенности новейшего времени: потребность художественно осмыслить общее нарастание динамики жизни, расширение и углубление взаимозависимости самых разных процессов (быстрое перемещение действия в географическом пространстве; связь событий, происшедших в одном конце земного шара, с событиями в других его концах; взаимодействие человека с различными сферами действительности), потребность в раскрытии духовной жизни человека, потока его сознания и каскада действий.

В создании предпосылок кино — достижения традиционных искусств. Широкий жизненный подтекст пьес Ибсена и Чехова, совершенствование актерской техники, открытие Станиславским связи физического действия с внутренним состоянием человека, — все это сказалось на выразительных особенностях кино.

В художественной подготовке кинематографа приняли участие также живопись и графика. Живопись открыла разные планы в изображении действительности, использовала крупный план, научилась выделять «стоп-кадр» и строить внутри него художественную композицию. Изобразительное искусство стремится зрительно передать динамику движения народных масс (Суриков, Репин), острохарактерные профессиональные движения людей (Дега), взаимопроникновение света и тени (Ренуар, Моне). В графике получает развитие изорассказ (комиксы, например), в котором события сюжетно развертываются во времени. Все это подготавливало и формировало художественно-изобразительное мышление кино.

Среди искусств не существует иерархии. Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. Кино передает динамику эпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике. Вместе с тем, кино во многих отношениях уступает другим искусствам. Так, непосредственный контакт и обратная связь актера с аудиторией — преимущество театра, а способность «остановить мгновение», документально запечатлеть для длительного обозрения существенное событие — преимущество фотографии.

Кино по своей природе синтетическое искусство: в кинообраз как его составляющие входят: литература (сценарий, текст песен); живопись (мультфильм, декорации в обычном фильме, а главное — колористический и композиционный опыт изобразительного искусства); театр (игра киноактеров, которая при принципиальных отличиях от работы актеров в театре тем не менее основывается на театральной традиции и опирается на нее). То есть кино является синтетическим искусством, так как объединяет изображение, звук, свет, цвет и слово.

Кинематограф родился 28 декабря 1885 года, когда французы братья Луи и Огюст Люмьеры впервые продемонстрировали «движущиеся картинки» — заснятый эпизод о том, как рабочие выходят из ворот фабрики, и ряд других коротеньких кинозарисовок. На зрителей это произвело ошеломляющее впечатление. Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всем мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов в Париже синематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер». Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного антрепренера Лентовского. Затем, примерно через месяц, кинематограф стал одним из главных аттракционов в кафешантане Шарля Омона, выехавшем по случаю Всероссийской выставки из Москвы в Нижний Новгород. Здесь его впервые увидел молодой Максим Горький. И не только увидел, но и описал в корреспонденции, опубликованной в газете «Одесские новости» от 6 июля 1896 года.

Начали сниматься игровые фильмы с незамысловатым сюжетом. Американец Д.У. Гриффит снял их к 1914 году свыше 450. В годы Первой Мировой войны центр мировой кинопромышленности переместился в американский Голливуд в солнечной Калифорнии. Экраны всего мира заполнила продукция голливудских студий. Это были фильмы, различные по жанрам, стилям и качеству. Различной была и их направленность: музыкально-развлекательная, семейно-бытовая, остро социальная.

Любимым актером миллионов людей стал Чарльз Спенсер Чаплин, который комическим гротеском подчеркивал трагедию жизни «маленького человека». Он вырос в Лондоне в беспросветной нищете. В 1897 году начал выступать на сцене. Во время турне его водевильной группы по Америке в 1912 году ему предложили сняться в кино. Уже во второй его картине «Автогонки в Венеции» (1914) он создал образ бродяги, которого он придерживался во многих своих фильмах. Вскоре Чаплин начал ставить картины, в которых снимался сам: «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена». Звезды тогдашнего кино — это в основном американцы: Дина Дурбин, Дуглас Фербенкс, Кларк Гейбл, Герольд Ллойд.

Читать еще:  Как бороться с садовыми муравьями в огороде

Кино непосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств. Вначале кино существовало как «великий немой». Изобретение фотоэлементов позволило записать синхронно звук и зрительный образ. Первые звуковые фильмы появились в 1927 г., но кино с трудом художественно осваивало звук. Свою статью, посвященную звуковому фильму Чарли Чаплин назвал «Самоубийством кино». «Огни большого города», «Новые времена» Чаплин снимал как незвуковые фильмы. Он боялся, что звук принесет на экран дурную театральщину и исчезнет специфика кино. Однако кризис, связанный с переходом к звуковому кино, был преодолен, звук был освоен как собственно художественное средство. Звук обогатил кинообраз словом и музыкой, которая стала не сопровождением, не дополнением зрительных впечатлений, а средством создания единого зрительно-слухового образа. От «великого немого» — к звуковому кино, от звука — к цвету, к стереоскопии и стереофонии широкого экрана, к синераме, а в будущем к дальнейшему художественному освоению трехмерного пространства с помощью голографии — этапы расширения художественных возможностей кинематографа.

Во второй половине 30-х годов кино приобрело цвет. Это особенно повышало значимость зрительного образа, способного передать ту или иную идею. Для кино характерно не столько словесное, сколько зрительное действие, киносценарий во многом ближе не к драме, а к эпосу (повести, роману). Киносценарист свободен от ограничений сцены и ему доступно любое событие, как бы масштабно или мелко оно ни было, какими бы грандиозными размерами во времени и пространстве оно ни обладало. Сцена кинематографа — весь мир; действие может быстро перемещаться во времени и пространстве.

Кино поистине всемирно. В его рождение и совершенствование внесли свой вклад разные нации. Конструкцию киноаппарата и кинопроектора разработали французские изобретатели братья Люмьер. После художественных открытий С. Эйзенштейна в фильме «Броненосец «Потемкин»» монтаж во всем мире называют «русским монтажом», американскому режиссеру Д. Гриффиту принадлежит открытие крупного плана, русский кинематографист Дзига Вертов раскрыл особенности «киноглаза» (кинозрения), шведский режиссер Бергман сделал кинофотогеничным подсознание. Итальянские кинорежиссеры — М. Антониони освоил пастельный колорит в цветном кино и сделал цвет способом выражения духовного состояния, а Феллини зрительно материализовал память и мысли человека. Русский режиссер А. Тарковский научил кино проникать в загадки и тайны человеческого бытия. Богаты художественно-языковые средства (семиотика) кино: монтаж, смена угла зрения на фиксируемое кинокамерой событие (ракурс), подвижность расстояния между зрителем и зрелищем (крупный план, средний, общий). Крупный план становится самостоятельным приемом выделения и подчеркивания вещи как смыслового знака. «Первоэлемент» кинообраза — кадр фиксирует предмет внимания художника; делает упор не на то, как видит мир художник, а на то, что он видит.

Монтаж, напротив, дает качество и характер видения объекта, помогает выделить главное в нем. Единица художественного высказывания в кино — монтажная фраза (в немом кино часто сопровождалась титром, а в звуковом — ей сопутствует кадр-эпизод). Монтаж создает в киноречи «акценты», выделением которых и планируются кинофразы, строящиеся или от детали к общему плану, или от общего плана к детали. Монтаж — первая форма синтаксиса в фильме. Французский теоретик кино Ж. Митри пишет: «. никакой монтаж не изменит самих вещей, но ритм и порядок, который им придается, их кадрирование, их положение в «поле» делают их «другими», хотя при этом они остаются тем, чем являются, — своего рода жертвами собственной репрезентации» (Митри. 1984. С. 33). Благодаря монтажу вскрывается смысловая связь кадров и передается ритм движения жизни, внутреннее состояние героя. Временной образ кино обладает своим темпоритмом, определяющимся и актерским поведением, и монтажом, раскрывающим эмоциональное содержание эпизода. «Медленный» монтаж способен передать впечатление спокойного наблюдателя и раскрыть события, протекающие плавно, без перебоев. «Быстрый» монтаж передает высокую степень напряженности наблюдателя и бурное течение событий. Кинокамера и фиксирует, и творчески перерабатывает жизненные картины. Разнообразие форм движения камеры, ракурсов съемки, планов безгранично — в этом кроются богатые художественные возможности кино. Например, эмоциональная выразительность сцены смерти Бориса в фильме «Летят журавли» Калатозова достигается благодаря тому, что хоровод берез, вращаясь на экране, передает последние впечатления падающего солдата и утверждает красоту жизни, с которой он расстается. Грамматика киноязыка, по Пазолини, выглядит следующим образом: докинематографический язык кино — актерская выразительность; собственно киноязык — система планов, движение камеры, ракурс съемки, пассивность или активность кинокамеры по отношению к объекту съемки; монтаж как способ связи кадров. Тынянов писал: «Движение в кино существует не само по себе, а как некоторый смысловой знак» (Тынянов. 1977. С. 322).

Современный кинематограф овладевает такими высокими открытиями других видов искусства, как система Станиславского, метод психологического анализа, поток сознания, интеллектуализм. Мысль человека, его внутренний психологический мир стали фотогеничными. Киноискусство прочно вошло в сокровищницу мировой цивилизации. Вершины кино стали вровень с вершинами мировой литературы, живописи, скульптуры. Возможности дальнейшего прогресса кинематографа неисчерпаемы.

Таким образом, кино — искусство синтетическое, искусство зрительных подвижных образов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики, искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ее эстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусства.

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино

Мы так привыкли смотреть кинофильмы, развлекаясь, что вряд ли сразу ответим на вопрос, в чём же состоит особенность и суть кино как искусства. Конечно, любой фильм — это прежде всего запечатлённое движение. Веками художники мечтали оживить изображение, придать ему движение. После появления фотографии для этого оставалось сделать лишь небольшой шажок: создать киноплёнку, съёмочную и проекционную киноаппаратуру и повесить экран или, на худой конец, простыню. И это произошло. Датой рождения кино стало 22 марта 1895 г., когда в Париже братья Люмьер показали свою первую короткую киноленту «Прибытие поезда».

. Погас свет, и на людей вдруг поехал поезд. Иллюзия реальности была столь велика, что первые зрители бежали от ужаса, боясь, что поезд наедет на них. Потребовалось достаточное время, чтобы понять: кино — это не сама реальность, хотя происходящее на экране фотографически похоже на действительность.

(«Прибытие поезда» братьев Люмьер — первый фильм., 1895 г.)

Это лишь её киноизображение, новая условность экранного искусства. Конечно, сегодня мы не боимся ни едущих на нас поездов, ни стреляющих с экрана танков. Но до сих пор понимание условности происходящего на экране, его неравность реальному ещё усвоена до конца не всеми.

(«Путешествие на Луну» Ж. Мельеса — первый игровой фильм)

Эффект иллюзии реальности происходящего на экране — начальная точка торжества и успеха у зрителей игрового кино. Не документальная съёмка братьев Люмьер, а киношутка «Политый поливальщик» и фильм-фантазия «Путешествие на Луну» Ж. Мельеса стали прологом мира киноиллюзии и развлекательных комедий.

(«Политый поливальщик» братьев Люмьер — первая киношутка)

Вначале кино было чёрно-белым, без звука, а главным выразительным средством в фильме стало само изображение, чудо его движения. Этот этап развития кинематографа получил название «Великий Немой». В нём сформировалась эстетика и формы нового искусства.

(«Понизовская вольница» («Стенька Разин») — первый отечественный игровой фильм, 1908 г.)

Как и фотография, кино на ощупь и постепенно искало свой собственный язык и художественную специфику. Как и фотография, вначале кино, чтобы доказать свою значимость как искусства, подражало живописи. Вначале кино также рядилось в театральные одежды. Даже само здание, где демонстрировали фильмы, называли «кинотеатр» (а первый из них в Москве по аналогии с Художественным театром назвали «Художественный»).

По этой же причине фильмы, в которых играли актёры, стали называть «художественные», хотя художественности и искусства в них было маловато. Большие актёры считали ниже своего достоинства играть в безмолвных лентах, где вся игра была неестественно аффектирована, а диалог давался посредством титров. Поэтому и родилась отдельная профессия — киноактёр, вначале называвшаяся «натурщик», новое искусство рождало и другие невиданные раньше творческие профессии, например оператора (в то время назывался «съёмщик»). Постепенно формировались и профессии режиссёра, сценариста и т. д. В кинотеатрах, называвшихся также и «Иллюзион», и «Синема», показ фильма сопровождался аккомпанементом играющего на фортепиано музыканта-тапёра. Эта кинопрофессия исчезла с приходом звука.

Читать еще:  Сколько можно носить гель лак

Славу эпохи великого немого составили легендарный Чарли Чаплин, первая русская кинозвезда Вера Холодная, фильмы «Жанна д’Арк» ж. Дрейера (Франция), экспрессионистский «Кабинет доктора Калигари» Р. Вине (Германия) и знаменитый «Броненосец «Потёмкин» С. М. Эйзенштейна (СССР).

Кино стало ведущим искусством XX в. В нём одновременно присутствовали образцы высокого искусства и фильмы с простыми незатейливыми сюжетами. Но и то и другое было необходимо зрителю. Сидящие в зале обливались слезами вместе со страдающими героями или, наоборот, с радостью переживали удачу заурядного клерка, выигравшего миллион, женившегося на первой красавице и входящего в свой новый дворец. Потому что зритель идентифицировал себя с героем, ощущал себя во время сеанса этим человеком. Кино стало великим утешителем, миром иллюзий и грёз, уводящих, пусть на час, своих зрителей от повседневных тягот и горестей в неведанные им экранные фантазии счастья, богатства и любви.

(«Путёвка в жизнь», режиссёр Н. В. Экк — первый отечественный звуковой фильм, 1931 г.)

Но были и фильмы, говорившие правду о жизни. И это были поистине великие картины больших мастеров, раскрывавшие человеку его самого. Фильм «Бродяга» и маленький комичный герой Чарли Чаплина завоевали миллионы сердец во всём мире. «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна раскрывал силу восставшего народа и был признан лучшим фильмом всех времён и народов. Фильмы мастеров итальянского неореализма, отказавшихся от съёмок в павильонах киностудий и перенёсших съёмки в реальные дома и на улицы, безусловностью натуры увеличивали правду жизни своих героев. Язык кино усложнялся, становился тоньше и глубже.

Приход звука совершил революцию в кино. Когда Великий Немой заговорил, это показалось концом киноискусства, потому что стиралась прежняя условность и ещё одна грань между реальностью и экраном. Слово и музыка в кино привели к тому, что сегодня фильмы строятся гораздо больше на развитии сюжета и нюансах актёрской игры, чем на изображении. «Картинка» стала как бы дополнением к кинодиалогу героев.

(«Гамлет». Г. М. Козинцев (СССР)).

Через некоторое время графику чёрно-белого кино сменило вторгшееся на экраны изобилие цвета и компьютерных эффектов. Язык экрана действительно стал многоголосым. Здесь задействованы выразительные возможности драматургии и режиссуры, актёрской игры и художнической анимации, операторского и музыкального мастерства. Голос многочисленных искусств звучит в едином полифоническом языке, на котором говорит сегодня кино.

Приход цвета на киноэкраны — важный момент в истории кино, но цвет не стал для кино столь же революционным событием, как звук. Потому что цвет — это лишь новая, «цветовая», грань киноизображения.

(«Сарабанда». И. Бергман (Швеция))

Художественная природа цвета в живописи и в фильме различна.

В живописи цвет — сочинение художника, важнейшее средство создания образа.

Цвет в кино возникает на экране без воли автора. Он копия, слепок природной реальности. правда, компьютер даёт новые возможности автору привнести творчество и в эту сферу.

Современный зритель настолько привык к цвету, что классику чёрно-белого кино стали раскрашивать. И если для сказки «Золушка» (Н. Н. Кошеверова, 1947 г.) это допустимо, то образы других фильмов от цвета только проигрывают.

Всё дальнейшее развитие технологий — от круговой панорамы до стереоизображения — принципиально не изменило искусства кино, а было лишь эволюцией кинозрелища. Сейчас популярно создание мультиплексов, торгово-развлекательных центров, где человек может сделать покупки, поесть, развлечься боулингом или бильярдом. Подобные комплексы формируют определённый образ жизни и досуга людей, в котором наряду с перечисленным существует кино, интернет-кафе и т. п.

Конечно же, идущие здесь фильмы не могут быть серьёзными и заставляющими зрителя думать. Картины, демонстрируемые в этих центрах, даже сделанные на высочайшем техническом уровне вроде 3D, всего лишь развлекающий визуальный повод для отдыха.

Фильм, просматриваемый во время поглощения кока-колы и поп-корна, сам становится похожим на них. Суперагент Джеймс Бонд, кинодива Мэрилин Монро, комические персонажи С. Крамарова лишь часть всегда готового к развлечению зрителя кинорынка, продукт масскультуры. Это вовсе не значит, что не надо отдыхать и смеяться, но человеку, чтобы быть действительно человеком, нужен глоток чувств и мыслей истинного искусства. Истинное искусство всегда требует от зрителя сопереживания и духовно-интеллектуального напряжения.

Кино — новая изобразительная условность, ещё более, чем фотография, похожая на действительность. Условность кино проявляется, например, в том, что событие показывается на экране не полностью, а отдельными фрагментами, и мы видим его не на всём временном протяжении, а лишь как монтаж его эпизодов.

Время в фильме условно и не равно реальному. Оно может растягиваться и сжиматься, потому что любое событие можно показать и стремительно проносящимся, и повторённым в прошедшем или будущем. В фильме создаётся своё собственное — кинематографическое — время и пространство.

Вот человек входит в дом, поднимается, звонит, дверь открывается, а в следующем кадре он уже спускается вниз, но мы-то понимаем, что человек был в квартире и там что-то происходило.

Фильм снимается отдельными фрагментами — планами. Их последовательное соединение называется монтаж. Порядок последовательности планов придаёт смысл тому, что мы видим на экране. Именно в отборе и монтаже воплощается видение и замысел создателей фильма. Монтаж — основа худо-жественно-образной неповторимости кинематографа.

Задание

Учебно-исследовательское

  • Аналитическая работа на тему «Для чего и зачем нужно кино людям?» (или «Какой бы фильм я хотел снять, с какими актёрами и режиссёром?» и т. п.), раскрывающая понимание синтетической природы кино и значение монтажа для создания образа в фильме.

Работа, как и все последующие, выполняется (индивидуально или коллективно) в форме реферата или устного сообщения с привлечением специально подобранного материала (из книг, журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы, с последующей презентацией и коллективным обсуждением.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему кино можно назвать синтетическим искусством?
  2. В чём состоит условность жизни на экране и почему её экранное изображение не равно самой жизни? Кино — развлечение, отдых, фантазия, размышление о жизни или сама жизнь?
  3. Что такое монтаж?

Художник, рисуя картину, не указывает зрителю, сколько времени смотреть ту или иную её часть. В фильме же важно, сколько времени мы видим снятый фрагмент, как долго он находится у нас перед глазами.

Восприятие экранной «картинки» зависит не только от точки и ракурса съёмки, крупности плана, но и от продолжительности показа этой «картинки». Хронометраж съёмки объекта, время пребывания его на экране определяет эмоционально-образное содержание и восприятие киноизображения.

Пространство, здания, люди на картине статичны, запечатлены с одной точки зрения, неизменны в своих размерах и крупности. В то же время пространство в фильме, снятое с разных точек зрения и на разной крупности движущейся камерой, рождает у зрителя эффект движения в экранном пространстве, эффект приближения и удаления от предметов.

Посмотрите как может меняться восприятие одних и тех же кадров в зависимости oт того, сколько они длятся на экране.

Картина запечатлевает событие одномоментно, статично, а фильм запечатлевает его динамично развивающимся. Киноизображение, обретшее движение, живёт и изменяется во времени и в пространстве. Поэтому кино относится к пространственно-временным искусствам.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

  • Выбрать из различных кинопланов три киноплана и предложить такую последовательность их монтажного соединения, при которой выстроенный видеоряд в результате обретёт смысл. Обратить внимание также на хронометраж планов, составляющих ваш видеоряд.

Источники:

http://tepka.ru/izo_8/20.html
http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0b65635b2bc68a5c43a89521316d37_0.html
http://tepka.ru/izo_8/20.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector