3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему люди животные

Почему нам так нравятся животные?

Когда-то их ценили лишь за пользу, которую они способны принести человеку. Сегодня животные вызывают у нас искренние, сильные чувства, нередко становясь членами семьи. Что нас волнует – эмоциональный голод, тяга к природе? Или же мы все больше устаем от людей?

Основные идеи

  • Потребность быть любимыми нередко заставляет нас приписывать животным способность к безусловной любви.
  • Удовольствие и положительные эмоции, которые мы испытываем от общения с ними, заставляют нас видеть в них собственные, человеческие черты.
  • Если выстраивать отношения с другими сложно, некоторые предпочитают идеализированный образ «хороших» животных общению с «плохими» людьми.

Лялька носит клетчатую юбочку и умеет давать лапу. Ее хозяйка Елена очень ею гордится. Лялька не щенок и не котенок, а игуана. Казалось бы, что трогательного можно найти в гигантской ящерице? Но мы можем принять в качестве домашнего питомца любое пернатое, мохнатое или чешуйчатое создание – стоит только поверить в возможность взаимной любви между нами. 70% владельцев домашних животных говорят о том, что порой позволяют любимцу спать в одной кровати с ними, две трети дарят подарки на Новый год*. Кажется, нас притягивает к ним мечта о безусловной любви. Психолог Хел Херцог (Hal Herzog) уверен, что эта идея сильно переоценивается: если бы животные действительно были так щедры на безусловную любовь, домашних любимцев держали бы у себя абсолютно все. А это не так. Кроме того, 15% взрослых говорят о том, что не любят своих питомцев**. «Должен признаться, – пишет психолог, что идея безусловной любви нравилась мне больше, когда у нас с женой была собака. Сейчас мы держим кошку. Тилли любит меня, когда я готовлю ей еду или даю вздремнуть, когда она хочет, чтобы я почесал ей брюшко. Но большую часть времени я для нее не более чем тот парень, который открывает окно, когда кошке хочется прогуляться».

Мы воспринимаем их как детей

Нет точных данных о том, когда впервые возникла привязанность человека к животным. Антропологи считают, что это произошло 35–40 тысяч лет назад и было связано с появлением у древнего человека способности распознавать мысли и чувства других людей***. Пещерные рисунки подтверждают, что примерно в это время наши предки были способны думать о животном как о человеке, как о верном друге, но особая любовь принадлежала прежде всего большеглазым, пушистым малышам животных. Почему и нам они кажутся такими трогательными? По мнению этолога, основателя науки о поведении животных, Нобелевского лауреата Конрада Лоренца, наше умиление запрограммировано генетически: звериные детеныши напоминают нам наших, человеческих. И мы лепечем, как с младенцем: «Кто у нас такой маленький, такой хорошенький?» «Согласно одной из теорий, – уточняет Хел Херцог, – любовь к животным возникает вследствие ошибочного срабатывания материнского инстинкта». Зоопсихолог Елена Федорович поясняет: «Нас притягивает к питомцам не только их трогательный вид, но и детское (инфантильное) поведение. Возникает привязанность к животным как к младенцам, которые зависят от нас, нуждаются в заботе и помощи. Благодаря им мы чувствуем себя нужными». Интересно, что и селекция домашних животных (особенно собак и кошек) следует этой «детской» схеме: все больше новых пород – это животные с большой головой, маленьким тельцем, приплюснутым носиком, выпуклым лбом, большими глазами****.

Кто не любит животных?

Маленький ребенок может безо всякой жалости оторвать мухе крылышки, чтобы посмотреть, будет ли она после этого летать. По мнению Зигмунда Фрейда, для детей естественно стремление удовлетворять свои импульсы любым способом. И лишь с годами, благодаря воспитанию в семье, они начинают воспринимать домашнего питомца как друга. При опросе трехсот 13-летних детей 90% из них ответили, что животные способны на безусловную любовь*. И лишь 10% сказали, что им не нравится идея завести дома кошку, собаку или хомячка. Безразличие к животным само по себе не проблема, но если ребенок получает удовольствие, заставляя их страдать, то велика вероятность, что у него есть склонность к девиантному поведению. Так, среди убийц, обвиненных в преступлениях на сексуальной почве, 46% в детстве или в подростковом возрасте жестоко обращались с животными.

Они все больше похожи на людей

Трудно однозначно объяснить смысл нашей привязанности с точки зрения эволюции: вряд ли любовь к своему питомцу помогала нашим предкам передавать свои гены, давала им репродуктивное преимущество. И приручали они животных не только из меркантильных соображений – помощи на охоте и пропитания. В первую очередь ими руководила попытка побороть первобытный ужас быть загрызенными, разодранными в клочья, съеденными. А если не удавалось приручить львов, пантер, леопардов и тигров, то они одомашнивали простую кошку и чувствовали себя победителями дикой природы. Сегодня мы бы сказали, что благодаря приручению животных их самооценка становилась значительно выше. «Мне очень приятно представление о кошке как о символе льва, как о миниатюрной копии царя зверей», – писал Конрад Лоренц в своей знаменитой книге «Человек заводит друга».

Но только в XX веке собаки и кошки превратились в по-настоящему домашних питомцев, были допущены в детские комнаты и спальни хозяев, а главное – их стали брать на руки, то есть возник тактильный контакт, от которого и мы, и они получаем удовольствие. Именно это окончательно сблизило человека и домашних питомцев. «Возникло явление антропоморфизма, – констатирует Елена Федорович. – Люди стали приписывать животным собственные ценности, мотивы, черты поведения и способности. Например, спонтанно называемые качества собак – это преданность, привязанность, смышленость, ум, благоразумие, уважение и признательность, разумность, чувство ответственности, благодарность». Кстати, собаки и кошки прекрасно умеют инициировать контакт с нами при помощи взгляда. Зоопсихологи заметили, что хозяева более удовлетворены той собакой, которая чаще смотрит на них*****.

Количество положительных эмоций от общения с животным так велико, что мы начинаем лучше себя чувствовать. Ученые из Университета Азуба (Япония) выяснили, что даже простая игра с четвероногими друзьями стимулирует выработку в нашем организме окситоцина – гормона доверия, нежности, привязанности. Окситоцин помогает побороть стресс и депрессию, рождает позитивные эмоции и укрепляет веру в людей. Мы думаем: «Наконец-то я дома!», когда на пороге нас встречает наша собака, виляет хвостом, радостно лает, преданно смотрит в глаза и порывается, встав на задние лапы, лизнуть нас прямо в нос.

Наши отношения с питомцем психологически гораздо легче и проще отношений между людьми. Во многом оттого, что нет вербального контакта – нет лишних слов, объяснений и выяснений, кто прав. Поэтому порой о своих волнениях, проблемах и бедах нам легче рассказать собаке, кошке или попугаю. «Их бессловесное участие невольно воспринимается нами как поддержка, – говорит Елена Федорович. – В конце концов, не важно, что это означает на языке животного. Просто нам от природы свойственна аффиляция – потребность создавать теплые, близкие, значимые отношения и между собой, и с представителями животного мира».

Читать еще:  Как восстановить удаленную переписку в вк

Они способны нас объединять

ДАЖЕ ПРОСТАЯ ИГРА С ДОМАШНИМ ПИТОМЦЕМ СТИМУЛИРУЕТ У НАС ВЫРАБОТКУ ОКСИТОЦИНА – ГОРМОНА ПРИВЯЗАННОСТИ, ДОВЕРИЯ, НЕЖНОСТИ.

«В детстве у меня не было собаки, хотя я очень просил родителей мне ее купить, – вспоминает 47-летний Дмитрий. – Зато у соседей по даче был пес, лайка – большой, мохнатый, сильный, надрессированный хозяином на серьезную охоту. С детьми он общался как с игрушками. Завалит на траву и играет моей головой, как мячом. Родителям, конечно, не нравились такие забавы, но мы – все соседские дети – обожали этого пса именно за его покровительственное к нам отношение, брутальность, силу и красоту. Теперь мне кажется, что так мы пытались компенсировать отсутствие рядом с нами вечно занятых взрослых». Домашние питомцы – прирожденные посредники. «Они поддерживают эмоциональное равновесие в семье, снижают напряжение в отношениях супружеской пары, помогают подростку отделиться от родителей, – анализирует ситуацию семейный психотерапевт Анна Варга. – И иногда также могут «замещать» члена семьи: умершего или покинувшего семью в результате взросления или развода».

Очарование дамы с горностаем

Меняется ли отношение к человеку, если рядом с ним или у него на руках животное? По заданию психологов Калифорнийского университета в Дэвисе (США) три девушки ездили в городском транспорте. Одна появлялась в автобусе то с кроликом, то с черепашкой. Вторая пускала мыльные пузыри, а третья смотрела портативный телевизор. К девушке, у которой в руках были животные, мужчины подходили гораздо чаще и разговаривали с ней значительно дольше. «Они бессознательно воспринимали ее как заботливую, сердечную и внимательную, а значит – хорошую подругу, – комментирует психолог Сюзан Хант (Susan Hunt). – Кроме того, четвероногий питомец был отличным поводом завязать разговор*.

* Cerveau et Psycho, 2008, vol. 25.

«Общаясь с животными, мы непроизвольно становимся более внимательными к другим людям, – замечает Хел Херцог. – Они чаще всего живут в семьях, имеющих детей школьного возраста (и действительно учат их быть добрее и ответственнее). Реже – у людей одиноких, но именно они привязаны к животным больше всех остальных». В некоторые периоды жизни общение с домашним животным может вполне удовлетворять нашу потребность в общении. Во время ссоры или в период депрессии, когда мы особенно ранимы, мы можем предпочитать компанию домашнего питомца общению с людьми. Ведь наедине с Рексом или Муркой нам не надо заботиться о том, как мы выглядим в их глазах, не надо делать над собой усилия, чтобы скрывать свое состояние.

Бессознательное подпитывает наше влечение к одним животным и отчуждение от других. Так, большинство девочек-подростков испытывают нежную привязанность к лошадям. «Такая привязанность у них встречается в три раза чаще, чем у мальчиков, – констатирует зоолог Десмонд Моррис (Desmond Morris)*****. – Лошади являются символическим воплощением мужского начала и, возможно, этим привлекают взрослеющих девочек».

Фокусы вытеснения

Животных сегодня все чаще наделяют всеми возможными достоинствами: они искренни и неспособны лгать, они невинны и добры по своей природе. И конечно, их противопоставляют людям. «На самом деле зачастую мизантроп – это разочарованный гуманист, – размышляет психоаналитик Жерар Морель (Gerard Morel). – Тот, кто в обиде на людей за то, что они не оправдали его надежд. Оказались недостаточно надежными, верными, понимающими… Одним словом, недостаточно человечными. А повышенная чувствительность к животным может компенсировать неспособность дать волю своим чувствам в общении с людьми». Если кого-то из нас больше трогает выпавший из гнезда птенец, чем старик, которому стало плохо на улице, – дело не в безразличии. Наоборот. «Птенец сразу пробуждает у нас желание прийти на помощь, – утверждает психоаналитик. – А вид человека в беде нас пугает. Мы оказываемся лицом к лицу с собственным страхом смерти. Поэтому мы отворачиваемся».

Почему-то никто до сих пор не основал общественного движения в защиту пауков, комаров и мышей-полевок. Мало кого, кроме рыбаков и экологов, заботит судьба минтая. Нас скорее трогают животные, которые вызывают эстетическое восхищение. Мы любуемся крупными хищниками, их красотой и силой – и наши теплые чувства усиливаются, когда мы узнаем, что они под угрозой истребления. Самка кита с китятами, рассекающая волны океана, представляется нам еще более величественной и трогательной оттого, что может стать добычей китобоя. Когда мы видим, как белый медведь мечется по леднику, который тает по вине людей, мы забываем о том, что он мог бы покалечить нас одним ударом своей когтистой лапы. По телевизору мы видим самые красивые, специально подобранные кадры из жизни животных. Но как мы можем после этого есть на горячее мясо большеглазых телят, кудрявых ягнят, пушистых цыплят? «Вытеснение – психическая реакция, которая позволяет нам выбрасывать в бессознательное слишком тревожные для нас образы, – продолжает психоаналитик. – Она так хорошо защищает нас от чувства вины, что за обедом мы совершенно забываем о том, что поедаем мясо живого существа. И это обстоятельство не мешает росту в обществе мизантропических настроений – животные лучше человека».

Очевидно, что мы не лучше и не хуже. И в течение тысячелетий прекрасно уживаемся, взаимно влияя друг на друга. Так что все более жизненным выглядит анекдот про шимпанзе, участников научного эксперимента, один из которых говорит другому: «Какие обучаемые эти люди! Вот сейчас я нажму на кнопку, и этот парень в белом халате принесет мне банан».

* Journal of Business Research, 2008, vol. 61.

** Anthrozoos, 1998, vol. 11.

*** M. Tomasello «Origins of Human Communication». MIT Press, 2008.

**** А. Варга, Е. Федорович «О психологической роли домашних питомцев в семье», Вестник Московского государственного областного университета, 2009, № 3, т. 1.

***** «Мужчина и женщина», DVD, BBC, «Союз Видео», 2004.

* S. Ciccotti, N. Gueguen «Pourguoi les gens ont-ils meme tete gue leur chien?». Dunod, 2010.

Почему животные и люди жертвуют собой?

Биологи называют самоотверженное поведение животных альтруизмом. В природе альтруизм встречается довольно часто. В качестве примера ученые приводят сурикатов. Когда группа сурикатов находится в поисках пищи, один самоотверженный зверек занимает наблюдательную позицию, чтобы предупредить сородичей об опасности, в случае приближения хищников. При этом, сам сурикат остается без пищи. Но почему животные так поступают? В конце концов, теория эволюции Чарльза Дарвина повествует о естественном отборе, который основывается на «выживании наиболее приспособленных». Так для чего в природе существует самопожертвование?

Среди сурикатов распространено альтруистичное поведение

Читать еще:  Почему химическое равновесие называется динамическим

Машины для выживания генов

Долгие годы ученые не могли найти объяснение альтруизма. Чарльз Дарвин не скрывал, что был озабочен поведением муравьев и пчел. Дело в том, что среди этих насекомых присутствуют рабочие особи, которые не размножаются, а вместо этого помогают воспитывать потомство королевы. Эта проблема оставалась нерешенной долгие годы после смерти Дарвина. Первым объяснение самоотверженного поведения в 1976 году предложил в своей книге «Эгоистичный ген» биолог и популяризатор науки Ричард Докинз.

На фото автор книги «Эгоистичный ген» британский биолог-эволюционист Ричард Докинз

Ученый провел мысленный эксперимент, предположив, что альтруистичное поведение можно объяснить особым типом гена. Если говорить точнее, книга Докинза посвящена особому взгляду на эволюцию — с точки зрения биолога, все живые существа на планете являются «машинами», необходимыми для выживания генов. Иными словами, эволюция — это не только о выживании наиболее приспособленных организмов. Эволюция по Докинзу это выживание наиболее приспособленного гена путем естественного отбора, который благоприятствует генам, способным лучше всего копировать себя в следующем поколении.

А вы читали «Эгоистичный ген» или другие книги Ричарда Докинза? Обсудить, стоит ли тратить время на чтение этих книг можно с участниками нашего Telegram-чата.

Альтруистичное поведение у муравьев и пчел может развиться, если ген альтруизма рабочей особи помогает другой копии этого гена в другом организме, например в организме королевы и ее потомства. Таким образом, ген альтруизма обеспечивает свое представление в следующем поколении, даже если организм, в котором он находится, не произведет собственного потомства.

Эгоистичная теория генов Докинза решила вопрос поведения муравьев и пчел, над которой размышлял Дарвин, но подняла еще одну. Как один ген может распознать наличие такого же гена в организме другой особи? Геном братьев и сестер на 50% состоит из собственных генов и из 25% генов от отца и 25% от матери. Поэтому, если ген альтруизма «заставляет» человека помогать своему родственнику, он «знает», что существует 50% вероятность того, что так он помогает копировать себя. Именно таким образом развивался альтруизм у многих видов. Однако есть и другой способ.

Эксперимент «зеленая борода»

Чтобы подчеркнуть, как ген альтруизма может развиваться в организме, не помогая родственникам, Докинз предложил мысленный эксперимент под названием «зеленая борода». Давайте представим ген с тремя важными характеристиками. Во-первых, о наличии этого гена в организме должен свидетельствовать определенный сигнал. Например, зеленая борода. Во-вторых, гену нужно дать возможность распознавать подобный сигнал у других. Наконец, ген должен быть в состоянии «направить» альтруистическое поведение одной особи к той, у который есть зеленая борода.

На фото рабочий муравей-альтруист

Большинство людей, включая Докинза, рассматривали идею зеленой бороды как фантазию, а не как описание каких-либо реальных генов, встречающихся в природе. Основными причинами этого является малая вероятность того, что один ген может обладать всеми тремя свойствами.

Несмотря на кажущуюся фантастичность, в последние годы в биологии произошел настоящий прорыв по части изучения зеленой бороды. У таких млекопитающих, как мы, поведение главным образом контролируется мозгом, поэтому трудно представить себе ген, который делает нас альтруистами, которые также контролируют воспринимаемый сигнал, например наличие зеленой бороды. Но у микробов и одноклеточных организмов все по-другому.

Не забывайте подписываться на наш новостной канал в Telegram. Там вы всегда можете прочитать последние новости из мира науки и технологий.

В частности, в последнее десятилетие изучать социальную эволюцию стали под микроскопом, чтобы пролить свет на удивительное социальное поведение бактерий, грибов, водорослей и других одноклеточных организмов. Одним из ярких примеров является амеба Dictyostelium discoideum, одноклеточный организм, который реагирует на недостаток пищи, формируя группу из тысяч других амеб. В этот момент некоторые организмы альтруистически жертвуют собой, образуя прочный стебель, который помогает другим амебам разойтись и найти новый источник пищи.

Так выглядит амеба Dictyostelium discoideum

В подобной ситуации одноклеточный ген действительно может вести себя как в эксперименте зеленая борода. Ген, который находится на поверхности клеток, способен прикрепляться к своим копиям на других клетках и исключать клетки, которые не совпадают с группой. Это позволяет гену гарантировать, что амеба, которая образовала стену погибнет не напрасно, поскольку все клетки, которым она помогает, будут обладать копиями гена альтруизма.

Насколько ген альтруизма распространен в природе?

Изучение генов альтруизма или зеленой бороды по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Сегодня ученые не могут точно сказать, насколько они распространены и важны в природе. Очевидным является тот факт, что родство организмов занимает особое место в основе эволюции альтруизма. Помогая близким родственникам размножаться или растить их потомство, вы тем самым, обеспечиваете выживание своих собственных генов. Так ген может гарантировать, что он помогает копировать себя.

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, там вы найдете еще больше интересной информации о генах и эволюции.

Поведение птиц и млекопитающих также говорит о о том, что их социальная жизнь сосредоточена вокруг родственников. Однако у морских беспозвоночных и одноклеточных организмов дела обстоят немного иначе.

Почему человек это животное. Почему человек — животное

Популярные материалы

Today’s:

Почему человек это животное. Почему человек — животное

Среди огромного разнообразия мира живых существ только человек обладает разумом, благодаря которому он выжил и сохранился как биологический вид. Человек вышел из природы и остается ее частью. Это во многом определяет его особенности как животного.

Биологическая природа человека формировалась на протяжении 2,5 миллиардов лет. Эволюция прошла такие периоды в становлении человека как австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец и человек современный. При этом биологические предки человека появились не один за другим, а, выделяясь длительное время, жили со своими предшественниками.Если современного человека возвратить в животный мир, то он потерпит поражение в борьбе за существование и сможет прожить только в неширокой полосе своего возникновения – в тропиках , расположенных по обе стороны от экватора. У человека уже нет теплой шерсти, у него слабые зубы, ногти вместо сильных когтей, неустойчивая вертикальная походка, предрасположенность ко многим заболеваниям, слабо развитая иммунная система.И все же человек остается животным. Организм человека развивается по законам, общим для всех живых существ. Для поддержания жизнедеятельности он нуждается в кислороде, пище и воде. Как и все живые существа, человек претерпевает изменения, растет, стареет и умирает . Процесс размножения у людей протекает аналогично данному процессу в животном мире, а в основе передачи признаков вида по наследству лежат универсальные генетические закономерности.Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку лишь наличием у него коры головного мозга, которая состоит из миллиардов нейронов. Их функционирование служит его сознанию, способностью к труду и жизни в обществе. При этом человек – это биологически не повторный организм, структуры его генов различны. Подсчитано, что среди людей, живших на Земле, не было ни одного идентичного другому.Человеческий организм – это не человек в социальном смысле. Ведь ребенок, растущий изолированно от людей, не научится говорить, его мышление будет не развито. Биологическая природа является единственной основой, на которой рождается и существует человек. Каждый человек живет с того времени и до того момента, пока живёт его биологическая природа. Рождается он только как животный вид. Новорожденному биологическому существу человека еще только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Читать еще:  Органы осуществляющие оперативно розыскную деятельность

Почему человек это социальное существо. Почему человека называют социальным существом

Философское утверждение о том, что человек – социальное существо, нашло место практически во всех гуманитарных науках. Человек, как личность, просто не мыслим без общества. Он может нормально жить, только используя труд и опыт других людей.

Человек не рождается личностью, он становится ею лишь со временем. Нет строгих временных рамок. Человек признается личностью, когда он начинает самостоятельно принимать решения и несет за них полную ответственность. При этом не важно, сколько ему лет: 14 или 28. Личность – это, прежде всего, свободный, автономный и самостоятельный субъект жизнедеятельности.

Человек становится таким, только живя в обществе . Взаимодействие с другими людьми позволяет ему развить те возможности, которые были заложены в его природе. Вне общества большая часть подобных возможностей развиться просто не может, то есть человек не может стать личностью, живя изолированно.

Происходит так называемая социализация, то есть усвоение социального опыта, приобретение навыков и качеств, которые позволяют полноценно и безболезненно взаимодействовать с другими людьми. Это процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Основа социализации – деятельность и общение индивида в различных социальных группах (семье, трудовом коллективе , школе, неформальных группах).

Этот процесс позволяет человеку погрузиться в культурную среду, что выражается, прежде всего, через освоение языка, традиций и обычаев данного общества. Затем он приобретает различные ценные знания, опыт и программы поведения, которые уже может передавать самостоятельно. Таким образом, происходит постоянно распространение культуры через пространство и время.

Вне общества люди – это просто животные. Существует большое количество подтверждений этому факту. Дети «маугли», которые были вынуждены расти в дикой природе, после возвращения в общество так и не смогли прижиться. Они не сумели даже научиться произносить простейшие слова, не говоря уже о последующей социализации.

Выражение «человек – социальное существо» говорит, прежде всего, о том, что человек всегда взаимодействует с другими людьми и не может без них существовать. Где бы он не находился, какие бы потребности не испытывал, ему необходима помощь других людей.

Мало кто способен жить полностью автономно, самостоятельно выращивая еду и отепляя дом. Но даже те немногие получили знания от других людей. Они просто переняли их опыт и воспользовались им для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, можно смело утверждать, что человек не мыслим без общества. Он одновременно является как субъектом, так и объектом воздействия социальных воздействий.

Почему человек это часть природы. Занятие по экологии в старшей группе «Человек — часть природы»

Наталия Герасимова
Занятие по экологии в старшей группе «Человек — часть природы»

«Человек — часть природы»

Цель: сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.

Материал: сюжетные картинки, вата, карточки с изображением продуктов, зеркало.

Вводная беседа. Органы зрения

Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек и природа — единое целое. Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела.

— Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку:

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят. (Глаза)

Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть все, что есть вокруг нас, различать предметы, их цвет, форму, величину и т. д. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза!

— Как говорят о глазах, чтобы определить их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?

Гимнастика для глаз

1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

2. Поглаживайте веки кончиками пальцев в течении 1 минуты.

3. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз

Повторить 10 раз.

4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая его. Повтори 5 раз.

5. Посмотри в окно,найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение одной минуты.

— Какие органы слуха помогают нам слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушай стихотворение «Уши» Э. Мошковской:

То как нам быть?

Отвечает доктор гневно:

Воспитатель предлагает провести опыт, положив в уши вату.

— Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков: шуршание листьев, журчание ручья, музыка и речь окружающих.

Слух огромная ценность для человека. А что еще надо делать каждое утро одновременно с умыванием?

Воспитатель предлагает отгадать загадку: «Полный хлевец белых овец» (Зубы)

— Знаете ли вы для чего нужны зубы? И как их сберечь?

— Почему они болят?

— Как надо за ними ухаживать?

— Почему зубы надо чистить?

Как поел почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Игра «Полезные — неполезные»

Детям предлагаются карточки с изображением продуктов. Дети раскладывают на один стол полезные на другой неполезные продукты.

Полезные: геркулес, кефир, лук, яблоки, морковь, капуста, масло, груши.

Неполезные: чипсы, жареное мясо, шоколадные конфеты, торты, газированные напитки, и т. д.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи»

Дети садятся или стоят у зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Глазки у меня самые красивые,

Лучше всех видят.

Ушки у меня все слышат,

А зубки самые белые,

Каждый человек может вспомнить состояние, которое появляется после выполнения правил гигиены – будто вновь родился.

Человек, как и природа, любит чистоту.

Вам знакомо слово «природа»? А что оно означает? А что нельзя назвать природой? А что собой представляет человек по отношению к природе? Докажите, что человек — часть природы. Как он связан с природой? Почему человека называют царем природы? Правильно ли это? Почему? Человек существо мыслящее, разумное. Но он многому научился у природы.

Источники:

http://www.psychologies.ru/articles/pochemu-nam-tak-nravyatsya-jivotnyie/
http://hi-news.ru/research-development/pochemu-zhivotnye-i-lyudi-zhertvuyu-soboj.html
http://psihologiyaotnoshenij.com/novosti/pochemu-chelovek-eto-zhivotnoe-pochemu-chelovek-zhivotnoe

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector