Почему принято считать подростковый возраст переходным
Задание 1. Обоснуйте, почему подростковый возраст называют переходным и кризисным
Подростковый возраст принято считать переходным, так как это этап в жизни каждого человека, когда, происходит переоценка ценностей, выбор своего пути в жизни, оценка себя как личности, своих даров и талантов, поиск своего места в обществе.
В это время происходит на всех уровнях полный переход к взрослой жизни.
На физиологическом уровне, меняется гормональный баланс человека. В организме запускаются новые физиологические процессы, которые изменяют внешний вид, тембр голоса человека.
Душевный уровень – на фоне гормональной перестройки организма, человек становится очень чувствительным, к уважению, обидам, замечаниям, насмешкам. То, что раньше он не замечал, вдруг становится важным для него. Человек ищет себя и приходит к осознанию своего места в обществе.
И хотя, эти первые выводы часто являются неверными, так как формируются под влиянием гормональных изменений, подросток принимают их за аксиому и перестает видеть надежду и будущее, что порой приводит к суициду. Но если бы, подростки понимали, что это всего лишь гормоны, они бы никогда не ушли из жизни.
Третий и важный уровень – духовный. Подросток ищет смысл жизни, свое предназначение, раскрывает свои увлечения и таланты. А порой наоборот, не может вообще сориентироваться и понять себя. Поэтому часто делает все “за компанию”, вместе с друзьями.
Поэтому и называется этот возраст переходным – переход от детских “розовых очков”, к взрослым реалиям жизни. Переход бывает трудным, бывает легким, но каждый переживает этот возраст. И как видим, на планете живет столько людей, значит этот переход осуществить возможно, нужно и можно.
Задание 2. Опишите основные проблемы подросткового возраста.
Для подростков характерна полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
В этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Задание 3. Опишите основные новообразования подросткового возраста. Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии.
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому (подробно об этом см. 10.1).
Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.
Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.
Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: мо-140 жет появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.
Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.
Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.
Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.
Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.
В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.
Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.
У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность.Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.
У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе.Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.
Появляются новые мотивы учения,связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.
Формируется система личностных ценностей.В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.
В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.
К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.
Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Родители замечают внешние перемены, происходящие с их детьми, но зачастую никак не реагируют на внутренние изменения, происходящие с сознанием и характером подростка. Свой личный опыт метаморфоз в юном возрасте они забывают, хотя в этих ситуациях много общего. Проблема заключается в том, что в качестве причины возникающего непонимания между поколениями, считаются различного рода стилистические отличия. Однако суть сложностей всегда схожа. Ведь все дело в комплексных изменениях, происходящих с детьми. В подростковом возрасте происходят тектонические сдвиги в развитии всех качеств ребенка:
- физиологические перемены;
- появляются духовные запросы;
- меняется душевная организация.
Физиологические изменения, как основа для других перемен
Подростковый возраст начинается именно с внешних перемен. У ребенка ускоряется рост и происходит изменение гормонального баланса в сторону взросления. Это видимый сигнал для родителей о том, что нужно пересматривать отношения со своими детьми.
Важной частью этих изменений является процесс полового созревания. Он часто сопровождается тем, что мальчики и девочки с удовольствием участвуют в наигранных конфликтах. Через некоторое время отношения переходят в романтическую фазу. Поскольку у девочек половое развитие происходит быстрее, нежели у мальчиков, они зачастую заводят отношения с подростками, которые старше их.
Родители регулярно допускают серьезную ошибку, не обсуждая с детьми-подростками вопросы отношений с противоположным полом на основе взаимного доверия. Это может привести к ряду нежелательных последствий. Поэтому им стоит вспомнить свой опыт преодоления отчужденности и расположить к себе отпрысков.
Изменение гормональных процессов является основой для других изменений, характеризующих переходный возраст.
Перемены на душевном уровне
Гормональный взрыв приводит к тому, что тинэйджер расширяет свое восприятие окружающего мира. То, на что он не обратил бы внимания в детстве, может обрести для него первоочередное значение. Возникает особое отношение к шуткам и замечаниям. Появляются такие новые чувства как обида и досада.
Главной опасностью при таких переменах является появление различного рода комплексов, которые могут сопровождать подростка и во взрослом возрасте. Возникают размышления о своей «правильности или неправильности». В этой ситуации ребенок не всегда может ранжировать свои переживания. Даже самое незначительное из них может привести к суициду. Именно по этой причине родителям следует поддерживать сына или дочь, помогая им преодолевать различные внутренние противоречия.
Задача взрослых не конфликтовать с ребенком, а понять мотивы тех или иных его действий и мягко научить их преодолевать кризис подросткового возраста. Сложные отношения с родителями в этот период могут продолжиться и во взрослой жизни.
Духовное формирование личности тинэйджеров
Особенности подросткового возраста формируют и сплав личностных качеств человека. В ходе этого периода взрослеющие должны ответить на большое количество возникающих вызовов. Для них важно представлять свое будущее место в жизни общества.
Появление процесса самовоспитания является еще одной причиной, почему принято считать подростковый возраст переходным. Именно таким способом формируются такие качества, как целеустремленность, сила воли, дисциплина, настойчивость и терпение.
Важная характеристика подросткового возраста – активизация познавательной деятельности. При этом, тинэйджер производит отсев информации и знаний, которые ему не интересны.
Именно в подростковом возрасте происходит выбор будущего рода занятий. Если на начальном этапе происходит становление определенных деловых качеств, то к его окончанию подросток приходит к важным карьерным решениям. Многие родители любят принимать такие решения вместо детей и совершают серьезную ошибку. Ведь впоследствии ребенок может отказаться осваивать навязанную профессию, проучившись несколько лет в угоду старшим. А это означает потерянное время. Вместо монолога в этой ситуации потребуется диалог, основанный на ненавязчивом наблюдении за ребенком. О наличии определенных интересов или их изменении может свидетельствовать даже такая мелочь, как компьютерные игры.
В этот период появляется настоящая дружба. Подростки учатся находить общие интересы с себе подобными. В данной среде появляются ведущие и ведомые, благодаря чему, происходит становление первоначальных лидерских качеств.
Главным итогом подросткового возраста должно быть превращение ребенка в гармонично развитого взрослого человека, являющегося полноценным членом общества.
О проблемах подросткового возраста – видео
GuruTest
Почему подростковый возраст считают переходным
Подростковый период привлекает к себе внимание постоянно. В этом возрасте дети начинают сильно меняться, и связано это с их психологией и физиологией.
Под словосочетанием переходный возраст чаще всего подразумевают возраст от 11-12 до 13-14 лет, считая, что он связан с некоторыми психологическими особенностями ребенка, а точнее — подростка. Но почему же именно этот период называют переходным?
Переходный период в жизни человека
В возрасте 12-13 лет происходят заметные изменения у каждого подростка. Связано это сразу с несколькими психологическими особенностями, которые могут наступать чуть раньше или позже, а также по-разному проявляться. Тем не менее, любой человек за свою жизнь переживает эти психологические явления.
Переход связан, в первую очередь, с тем, что у подрастающего человека меняется ориентир в отношениях. В детстве до школьного возраста основную роль в жизни ребенка играли мама и папа. Родители были для ребенка так называемыми релевантными личностями, то есть людьми, на которых ребенок направлял свои действия.
Фактически, отношения ребенок выстраивал именно ориентируясь на маму или папу. Именно это может провоцировать ревность старшего ребенка к младшему: появляется страх остаться одному и без защиты.
Затем, с поступлением в школу релевантная личность меняется или появляется еще одна — учитель. Поэтому ребенку очень важно наладить контакт не только в группе, но и с преподавателем. Однако это продолжается недолго, поскольку с наступлением подросткового периода релевантная личность еще раз меняется.
Основной переход, который происходит в сознании подростка — это становление взрослого сознания из детского. Меняется ориентир и релевантная личность — теперь подрастающий человек ориентируется на свое окружение, на сверстников. Их мнение оказывается важно, поскольку человек чаще всего в течение жизни будет взаимодействовать именно со сверстниками.
С чем связаны особенности подросткового возраста
Подростковый возраст подразумевает не только умственный и моральный переход от детского состояния к взрослому. Это — стадия физического перехода. Половое развитие активно влияет на психологию человека, поскольку происходит самоидентификация как представителя женского или мужского пола, осознается сексуальное влечение, и, что важно, приходится привыкать к изменениям в своем теле, учиться им иначе управлять. Все это называется словом пубертат. Однако подростковый и пубертатный возраст — совершенно разные понятия, которые необходимо различать.
Известно, что в теле начинают активно вырабатываются соответствующие гормоны. Они могут влиять не только на физическое состояние, но и психическое — смены настроения, неожиданные реакции на обычные вещи и подобные подростковые особенности. Все, что происходит в возрасте 12-13 лет, важно, поскольку уже подросшие дети адаптируются в своей будущей среде.
Ища тех, с кем можно разделить свои интересы и хобби, они формируют не просто круг общения, но и друзей, с которыми впоследствии окажутся коллегами или сотрудниками.
Нередко родители ждут и наталкиваются на сложности, связанные с переходным возрастом. Ребенок как бы выходит из-под контроля, все время пытается делать что-то поперек. Вполне вероятно, дело в том, что родители не могут осознать того, что подросток — уже почти взрослая личность, и в нем необходимо воспитывать ответственность за собственные поступки, а не запрещать. В переходном возрасте стоит в разумных пределах позволить рисковать и сталкиваться с опасностями: ведь собственный опыт закаляет характер.
Не забывайте, что отношения лучше строить на компромиссе, а не на категоричных суждениях. Именно способность строить отношения, согласуя свои желания с потребностями другого человека, можно назвать одним из секретов благополучных отношений. Желаем вам теплых семейных уз ,и не забывайте нажимать на кнопки и
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
Источники:
http://studopedia.ru/9_58809_zadanie–obosnuyte-pochemu-podrostkoviy-vozrast-nazivayut-perehodnim-i-krizisnim.html
http://www.rastut-goda.ru/teenager/8296-pochemu-prinyato-schitat-podrostkovyj-vozrast-perekhodnym.html
http://gurutest.ru/publication/pochemu-schitayut-podrostkovyij-vozrast-perehodnyim/