Почему ребенок не разговаривает в 3 года
В 3 года ребенок совсем не разговаривает – в чем причины и что делать?
В психическом, эмоциональном и речевом развитии наши детки последовательно проходят несколько этапов. Но проходят они их по-разному, что и создает путаницу для обеспокоенных родителей. Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, неврологи и педиатры могут оценивать развитие крохи. Однако на них существенно влияют разные факторы: протекание беременности и родов, образ жизни, даже пол ребенка. Принято считать, что мальчики развиваются несколько медленнее девочек и чаще имеют проблемы с речью. Как же понять, является ли отклонением, если ребенок в 3 года совсем не говорит или делает это очень плохо?
Почему ребенок — молчун?
Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).
Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.
Не думайте, что постоянное «общение» малыша с телевизором поможет ему заговорить. Совсем нет. Доказано, что ребенок учится разговаривать только во время постоянного живого общения с окружающими.
По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).
Физиологические факторы
- Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
- Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
- Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
- Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
- Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.
Психосоциальные факторы
- Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
- Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
- Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
- Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
- Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.
Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.
Речевые ориентиры и «тревожные звоночки»
Чего должен достичь в речевом плане ребенок в 3 года? Сегодня принято считать нормой следующее:
- словарный запас малыша колеблется между 300 и 700 словами, понимать он может до 1500 слов;
- он говорит правильными предложениями из 3–5 слов с подлежащим и сказуемым, хотя еще возможны ошибки в согласовании;
- малыш использует существительные, глаголы и прилагательные;
- может назвать свое имя, пол, возраст;
- использует в речи обобщающие слова (одежда, посуда, звери);
- правильно выговаривает большинство звуков, за исключением шипящих, свистящих, [р] и [л].
Зачастую случается, что ребенок разговаривает плохо, но все понимает, выполняет все просьбы, узнает своих близких и реагирует на них, активно общается и вроде развивается в остальном на уровне сверстников. Тогда врачи говорят, что пока беспокоиться не следует.
Когда же нужно волноваться? Насторожить должно следующее:
- ребенок в 4 месяца не проявляет оживления при появлении взрослых, не улыбается им, не гулит;
- к 7 месяцам в его речи не появилось первых повторяющихся слогов;
- в 18 месяцев кроха произносит только слоги, не говоря слов, не понимает обращений и простых просьб;
- к 2 годам его лексикон составляют только несколько простейших слов;
- в 2,5 года малыш произносит не больше 20 слов и не составляет их в предложения;
- к возрасту 3 лет не знает названий частей тела, не понимает простейших объяснений;
- говорит «на своем языке» (если в 3 года ребенка может понять только его мама – это точно не норма).
Не слушайте досужую соседку, у которой сын «заговорил разом в 5 лет и ничего страшного». Так вы безнадежно потеряете время. Старайтесь найти корень проблемы, пока время не упущено.
Ждем или не ждем?
Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.
В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.
Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка. Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.
Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.
Если вам не удастся найти логопеда или дефектолога, специализирующегося на работе с детьми раннего возраста, занимайтесь с малышом самостоятельно. Это в любом случае будет лучше, чем ничего.
Как играть с неговорящим ребенком?
Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.
- Важно постоянно говорить с ребенком, много читать ему сказок, потешек, стишков, сопровождая свою речь выразительными интонациями.
- Создавайте ситуации, при которых ребенку приходится обращаться к взрослым, объясняя, чего он хочет.
- Развивайте мелкую моторику. Рисование, лепка, перебирание круп, гороха, фасоли, нанизывание больших бусин, застегивание молнии, кнопок, пуговиц, а также другие подобные виды занятий с мелкими предметами помогут задействовать речевые зоны мозга малыша.
- Развитию речи, как ни удивительно, способствуют массаж ручек и пальчиковая гимнастика (игры на развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей). Это могут быть «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные упражнения.
- В игровой форме можно подражать разным звукам (животных, птиц, явлений природы, техники). Имитируйте крик петуха, кудахтанье курицы, блеянье барана, мычание коровы, шум ветра, рычание пылесоса, гул машины. Это развивает артикуляцию. Чтобы игра была интереснее, можно добавить наглядности – подобрать соответствующие картинки, рассматривать их, имитируя звуки. Хорошо делать это перед зеркалом, чтобы малыш одновременно видел и маму, и себя. Со временем картинки могут стать сюжетными (курочка зовет цыплят, медведь собирает малину, машина везет пшеницу).
- Играйте в эмоциональные игры (пускайте мыльные пузыри, гладьте котят, хлопайте в ладошки, прыгайте, играйте в прятки). Все, что вызывает эмоциональный отклик, помогает развивать речь.
- Проигрывайте в движении забавные стишки (например, всем известный «Мишка косолапый»).
- На прогулке всегда говорите. Обращайте внимание ребенка на все, что его окружает, что меняется в природе изо дня в день, для чего нужны разные предметы, куда идут люди, что для чего построили…
- Всегда хвалите ребенка, даже если его попытка была неудачной – он все равно старался! Ваша похвала ему необходима!
О чем нужно помнить
Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.
- В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
- Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
- Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
- Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.
Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными. Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.
Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.
Последовательность должна быть примерно такой:
- простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
- несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
- логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
- игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
- занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
- игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).
Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.
Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит
Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.
Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.
Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.
Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.
По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.
Что должен говорить трёхлетий малыш
Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.
Норма развития детской речи в 3 года:
- активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
- знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
- начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
- предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
- малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
- в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
- понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
- некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
- с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.
Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.
Признаки задержки развития речи
Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.
Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:
- он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
- его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
- при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
- малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
- не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;
Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.
Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:
- моторная или сенсорная алалия;
- темповая задержка речи;
- общее недоразвитие речи (ОНР).
Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.
Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:
- хромосомные патологии, врождённые заболевания;
- наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
- патологии беременности и родов;
- педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
- заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.
Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.
Как помочь своему ребёнку
Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты — логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.
Советы по стимулированию детской речи:
- Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
- Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
- Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
- Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
- Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
- Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.
Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.
На видео ниже показаны несколько упражнения для занятий с детьми по развитию речи. Если ваш малыш не говорит в 3 года, стоит их запомнить и применять в играх:
Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.
10 причин, почему ребёнок не говорит в 3 года
Вас приветствует канал “Счастливая мама”. Не забывайте подписаться и поставить лайк, если нравятся наши публикации.
Сколько великих людей, которых изначально считали отсталыми. Как часто врачи ошибаются! Поэтому, если ваш малыш по каким-либо причинам до сих пор не разговаривает – не впадайте в отчаяние!
Например, Альберт Эйнштейн не мог говорить до трёх лет, а затем ещё 4 года страдал косноязычием! Но это не помешало ему стать великим и известным! Хотя врачи называли его отсталым!
10 причин, почему ребёнок не говорит в 3 года.
На самом деле нет конкретной даты, когда ребёнок должен заговорить! Но если ребёнок так и не заговорил до 3 лет, то стоит задуматься и выяснить причину!
1. Наследственность.
Самая частая причина. Если ребёнок физически здоров и вся проблема только в неумении говорить, значит имеет место быть незрелость нервной системы! В этом случае лучший ваш помощник – время. И тем более, если в семье были уже случаи, когда ребёнок начинал поздно говорить, то стоит просто ждать.
2. Плохо развитый челюстно-лицевой мышечный аппарат.
Причин может быть много: рано отлучили от груди, плохо подрезанная уздечка языка, гипотонус мышц и т. д. Кроме того, у ребёнка может быть постоянно приоткрыт ротик, обильное слюноотделение, ребёнок болезненный (частые приступы тошноты).
3. Неврологические отклонения.
Это могут быть и травмы, которые были получены при родах. Инфекции, которые были перенесены в раннем возрасте. В этом случае ребёнку смогут помочь логопеды.
4. Неблагополучная семья.
Ребёнок может быть испуган. Если в семье частые ссоры, часто срываются на ребёнке, применяют физические наказания. Ребёнок, в такой семье, как правило растёт забитым, стеснительным, скрытным!
5. Телевизор.
К сожалению, современные мультфильмы никак не развивают малыша! Ребёнок остаётся молчаливым и безучастным зрителем. Куда полезнее живое общение!
6. Гиперопека.
С ребёнком сюсюкаются и говорят на “его языке”. Например, мой сын говорит слово “тляк” – это трактор. Взрослые повторяют ему под стать “тляктор”, вместо того, чтобы произносить правильно и развивать малыша!
7. Билингвизм.
Если в семье говорят на нескольких языках одновременно ребёнку сложно выбрать и начать говорить даже на одном. Кроме того, такая проблема возникает ещё тогда, когда папа из Китая, а мама из Франции. Малыш не понимает слов и не различает языки.
8. Стресс.
Ребёнок может не начинать говорить, потому что пережил большой испуг, какое-нибудь страшное событие. Например, моя племянница молчала до 5 лет, а потом начала мал по малу говорить. Причиной было то, что в 2 года она ошпарилась кипятком из чайника. Шоковое состояние лишило её дара речи! Также причиной может стать смерть близкого, любимого животного и т.д.
9. Ребёнок предоставлен сам себе.
Просто никто с ним не занимается. Откуда тут взяться развитию речи? Ситуация обостряется, если ребёнок ещё не посещает детский сад и не общается со сверстниками!
10. Знак протеста.
Ребёнку в силу его характера, темперамента может просто не нравиться сам факт, что от него чего-то добиваются. Требуя повторить какое-либо слово. Он просто молчит. Не хочет! Маленькая вредина! Пройдёт время и он обязательно заговорит, когда взрослые перестанут от него этого ждать!
При правильном подходе, и благодаря грамотным специалистам ребёнок быстро наверстает упущенное! Не переживайте! Сколько великих людей долго не разговаривало! А потом сделали величайшие открытия!
Подписывайтесь на канал “Счастливая мама”, ставьте лайки и делитесь публикацией с друзьями в социальных сетях!
Источники:
http://razvivashka.online/razvitie-rechi/ne-govorit-v-3-goda
http://ourkids.ru/razvitie/1-3/ne-razgovarivaet-3-goda/
http://zen.yandex.ru/media/id/5bd840e3060b8d00aa9f82dc/5db19ee8028d6800b0362175