2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания

Почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания

Человек, являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным правилам. Это — необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития.

Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Источником моральных норм являются заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. Фундаментом главного общечеловеческого нормативного морального требования является «золотое правило» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности—положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта для субъекта. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

У животных нет никаких моральных правил. Ведь животные не имеют сознания. А у людей сознание есть, притом очень развитое. Человек способен схитрить, солгать, обидеть и даже убить другого человека. Но если бы сородичи так относились к другу, родовая община распалась бы и все погибли. Правила морали удерживали людей от плохих поступков разрушающих общину. Никто не учит котят повадкам взрослых котов. Все животные с рождения ведут себя так, как велит им инстинкт.

Самовоспитание – это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом и возможностями. Воспитание и самовоспитание – это процессы, осуществляемые постоянно, хотя очевидно, что с возрастом роль самовоспитания может возрастать, превалируя над долей воспитательных воздействий.

Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Многие считают, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха.

Нравственное самовоспитание — это трудный процесс преодоления человеком самого себя, связанный со значительными психофизиологическими перегрузками. Есть еще один важный момент нравственного самовоспитания — оно должно помочь личности смелее раскрывать свои возможности нравственного творчества.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов. Нравственное самовоспитание — это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это — постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту.

Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть бли­жайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание).

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

§ 11. Духовный мир личности

Подробное решение параграф § 11 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Читать еще:  Как найти песню

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив — это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима — высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности — это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное — построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное — основой этого мировоззрения является религия и 3. научное — опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее — и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие — мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль — едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность — это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

Читать еще:  Кому предлагать корпоративные подарки

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50 %; моя семья — 70 %; получать от жизни удовольствие — 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания ?

Потому что, человек должен учиться на своих ошибках и становиться лучше.

Другие вопросы из категории

1) уменьшение налоговых поступлений

План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Читайте также

А. Открывая новые законы природы, все активнее вмешиваясь в природную среду, человек четко определяет последствия своего вмешательства,
Б. Последствия индустриальной и постиндустриальной революций для природы только положительные
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
2. с помощью такого критерия, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер
1) отмены крепостного права в России в 1861 году,
2) Распространения в обществе информационных технологий,
3) ликвидации сословных привилегий,
4) договора о нераспространения ядерного оружия.
3. Включение «механизмов торможения», неспособность общества воспринимать новое, передовое, называется
1) прогрессом, 2) регрессом, 3) стагнацией, 4) застоем.
4. Под прогрессом понимается
1) упадок культуры, 2) движение вперед, 3) циклическое развитие, 4) состояние стабильности
5. «Золотым веком» называл древнейшее общество
1) платон, 2) Аристотель, 3) Лукреций кар, 4) гесиод
6. Французские просветители к критериям прогресса относили
1) развитие разума и нравственности, 2) усложнение юридических институтов, 3) развитие производственных сил, 4) покорение природы
7. Верно ли?
А. Прогрессивное развитие общества-это всегда необратимое движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
8. К.Поппер считал, что
А. Исторический процесс прогрессивен.
Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны.
9. Критерием развития общества не является
1) уровень развития науки, 2) степень удовлетворения личностных своих потребностей, 3) религиозные предпочтения общества, 4) состояние экономики
10. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса отстаивал
1) платон, 2) Аристотель, 3) гесиод, 4) кондорсе
11. Высшим критерием общественного прогресса по Марксу, является
1) развитие производительных сил, 2) моральное, духовно-нравственное состояние общества , 3) степень возрастания человеческой свободы, 4) развитие человеческого разума
12. Что можно отнести к причинам общественных изменений?
1) внешние факторы, влияние окружающей среды, 2) противоречия, возникающие внутри общества, 3) стремление людей к новому, более совершенному, 4) все, перечисленное выше
13. Что является высшим критерием общественного прогресса?
1) интересы развития производственных сил, 2) моральное, духовное состояние общества, 3) человек, качество его жизни (прогрессивный то, что способствует возвышению гуманизма), 4) все перечисленное выше
14. Верно ли?
А. Развитие науки и техники-есть универсальный критерий общественного прогресса.
Б. Развитие гуманизма-есть универсальный критерий общественного прогресса.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
15. Критерием общественного прогресса можно считать
1) развитие разума, 2) развития производства, науки, техники, 3) развитие нравственности, 4) все перечисленное выше
16. Вставьте пропыленное слово
Общественный.
А. Замена устаревших форм социальной организации новыми
Б. Движение от менее совершенного к более совершенному
17. Верны ли суждения?
А. Чувство ответственности воспитал нельзя
Б. Ответственность является исключительно внутренним качеством и не связана с внешними формами воздействия на человека
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
18. Верно ли?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
19. Верно ли?
А. Свобода человека проявляется в осознанном выборе при принятии решений
Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
20. Верно ли?
А. Свобода-это вседозволенность, возможность поступать согласно только твоим желаниям
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны

Читать еще:  Можно ли быть героем сражаясь против родины

и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-
ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
выражение?

2.Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877—
1950) — русского философа.
Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-
сти человеческой личности как основного условия всякого
прочного и успешного социального строительства. На пер-
вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-
ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-
ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле
это не так. Личная годность человека состоит в способности
его уметь достигать целей и в способности его действитель-
но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-
го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-
ние достигать поставленных целей предполагает нечто
большее, чем простое техническое умение. Оно требует не
только общих умственных способностей — умения быстро
ориентироваться в положении, находить наилучший выход
из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и
соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-
ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-
симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-
тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной
деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,
свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.
Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-
кую духовно-нравственную культуру личности.
. Из этого следует один решающий вывод: личная год-
ность общественного работника предполагает свободное раз-
витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп-
ределенное дело, не были подлинно производительными и
солидными верными работниками.
Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-
стному, тысячей исторических примеров подтвержденному
выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный
фанатизм: всякая подлинная вера — не только религиозная
вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как
источник общественной деятельности, — возможна только
на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-
ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,
таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-
ства человека.
Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-
блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче-
ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности
«технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи-
мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-
верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю-
ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-
ществлении последовательной смысложизненной деятельности?
Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

нравственности , т.е. разумного самоуважения и уважения ближнего»

Источники:

http://findout.su/5×72678.html
http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/10-klass/bogolubov/11
http://fizika.neznaka.ru/answer/3052149_pocemu-stanovlenie-nravstvennyh-kacestv-celoveka-nevozmozno-bez-samovospitania/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector