Почему судьба маши троекуровой сложилась трагически
Кто виноват, что счастье Маши и Владимира Дубровского не сложилось?
Сложно в этой непростой ситуации выделить кого-то одного виноватого. По стечению обстоятельств, молодые люди оказываются по разные стороны, а между ними неопредолимая пропасть. Он – разбойник с большой дороги, вне закона, о нем слагают самые разные легенды, иногда крайне отличающиеся от правды. Она – романтичная, наивная девушка, оберегаемая отцом и знающая о любви лишь из книжных романов. И все же они встретились, полюбили друг друга. И если людская молва для Дубровского лишь пустой звук, никак не влияющий на принятие им решений, то Мария очень подвластна этим пересудам. И так еще одна любовь стала несчастной и обреченной, а все из-за боязни: “А что люди скажут”. Хотя эти двое молодых, красивых людей вполне могли бы наплевать на общественное мнение и просто быть счастливыми, не побоись Маша уйти от ненавистного мужа, которого ей навязал отец.
Испокон веков считается, что любовь всесильна, а взаимная любовь сильнее и счастливее вдвойне. Но в романе А.С. Пушкина «Дубровский» обстоятельства сложились так, что любовь не смогла им противостоять. Мария Троекурова и Владимир Дубровский не сумели победить сложившееся положение силою своих чувств. Владимир разбойничал, и в конце концов был вынужден бежать за границу, а Машу против воли выдали замуж за старого и очень неприятного ей человека.
Отчего же судьбы Владимира и Маши сложились так трагически, и они остались разлученными? Почему так произошло и кто насколько виноват?
Часть вины лежит, в первую очередь, конечно же, на Кирилле Петровиче Троекурове, когда он оскорбил Андрея Гавриловича Дубровского и, как следствие, из-за возникшей ссоры Владимир ступил на путь разбойника.
Вина есть и у Дубровских, оттого, что они так долго держали обиду на Троекурова, которая отняла возможность помириться. Ведь, когда Троекуров решился помириться со своим соседом, Андрей Гаврилович так разгневался, что вскоре умер. А Владимир Дубровский, желая отомстить, стал разбойником. Если бы он постарался простить Троекурова, то осталась бы возможность как-то урегулировать конфликт.
Получается, что именно эта ссора в первую очередь и помешала счастью Владимира и Маши.
Дополнительной преградой их любви стало и самодурство Троекурова, который не хотел считаться даже с чувствами своей единственной дочери.
Вина есть и на князе Верейском, ведь он прекрасно понимал, что Маша не желает выходить за него замуж, но все равно без зазрения совести женился на ней против ее воли.
Есть вина и на священнике, который их повенчал тайно и без согласия на то невесты.
Когда Дубровский настиг карету молодоженов, он предлагал Маше свободу, но она отказалась, сказав, что не может нарушить клятву, данную перед Богом. Здесь уже любовь была принесена в жертву для сохранения собственной чести и достоинства.
Автор произведения показал, что надо всегда быть внимательным к своим поступкам, чтобы совершенные ошибки, накапливаясь, не приводили к роковым обстоятельствам.
Почему судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой сложились так трагически?
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Разработка заключительного урока в цикле уроков по роману А.С. Пушкина “Дубровский”. Урок соответствует образовательным стандартам нового поколения и предусматривает как творческие формы работы, так и содержательные.
При разработке данного урока использовались: репродукция картины В.Пукирева «Неравный брак», фрагмент фильма «Дубровский» 1989 года (развязка – встреча Маши и Владимира после венчания). Цели урока определили тип урока – проблемно-эвристический. Формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе – задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач), учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы. Все это как нельзя лучше сочетается с задачами развития универсальных учебных действий.
Для систематизации и контроля знаний используются стратегия «фишбоун» и синквейны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательные стандарты нового поколения требуют от процесса образования максимальной работы учащихся, а учителю отводится роль направляющего, проводника. В связи с этим наиболее остро встаёт вопрос мотивации учащихся к работе. Лучшая мотивация – заинтересованность. А заинтересованности можно добиться нестандартными приемами обучения, интеграцией с другими предметами. Литература – один из важнейших предметов, так как именно на уроках литературы «растёт человек», формируются его моральные качества, приходит понимание мира. Темы обсуждения, возникающие на уроках литературы, чрезвычайно разнообразны. Именно поэтому хочется дать как можно больше пищи для размышлений, предоставить больше информации, которая натолкнет учащихся на верный путь нахождения ответа на поставленные вопросы.
При разработке данного урока использовались: репродукция картины В.Пукирева «Неравный брак», фрагмент фильма «Дубровский» 1989 года (развязка – встреча Маши и Владимира после венчания). Цели урока определили тип урока – проблемно-эвристический. Формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе – задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач), учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы. Все это как нельзя лучше сочетается с задачами развития универсальных учебных действий.
Для систематизации и контроля знаний используются стратегия «фишбоун» и синквейны. Стратегия «фишбоун» – кластер, который позволяет наглядно упорядочить объём информации, выделив проблему, причины, выписав факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.
Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном и словарном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Проблемно – эвристический урок
по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
«Почему судьбы Владимира и Маши сложились так трагически?»
Место в цикле уроков : заключительный урок систематизации знаний
Цели: обобщить сведения о прочитанном романе, сделать выводы, найти ответы на важные нравственные вопросы
Задачи : развитие УУД – коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных
Оборудование: комфортно расставленные парты, позволяющие работать в группах, компьютер, проектор.
Методические приемы : технология критического мышления, метод кейс-стади, метод дискуссии, анализ текста, работа в группах
- Организационный момент. Слово учителя – 3 минуты
Сегодня мы с вами подводим итоги, осмысляем прочитанное, пытаемся найти ответы на вопросы, которые помогут разгадать характеры главных героев и найти ответ на главный вопрос сегодняшнего урока, который вы сформулируете сами в ходе дискусии.
Обратите внимание на картину Василия Пукирева «Неравный брак». Эта картина написана на основе реальных событий, которые происходили в жизни художника. Пукирев и его возлюбленная Рыбникова любили друг друга, но по желанию родителей девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе. Проанализируйте картину.
- Просмотр видеофрагмента – 7 минут
Сопоставление видеофрагмента и картины В. Пукирева «Неравный брак»
(Фрагмент и картина в презентации)
- Работа в группах, обсуждение вопросов – 10 минут
Конспект урока на тему Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
Цели: 1. Уметь проводить основную мысль фрагмента текста .
2. Развивать умение анализировать эпизод художественного текста и выразительно читать прозаический текст. Организовывать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, создавать возможность «погружения в текст».
3. Активизировать работу воображения учащихся, вызвать их эмоциональный отклик.
познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание текста художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Словарная работа: роман, сюжет, эпизод, честь, благородство, интерпретация.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим работу над текстом романа А.С.Пушкина «Дубровский». У каждого на столе рабочий лист. В нем мы будем делать записи. Подпишите свои листы.
– Давайте вспомним, что такое роман? (Роман – это повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.) СЛАЙД
— Как вы понимаете выражение «разветвленность сюжета»? ( Несколько сюжетных линий.)
Конечно, создавая роман, писатель развил несколько сюжетных линий.
–Какие сюжетные линии мы с вами уже рассматривали? (Взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского; история разорения Дубровских; история жизни Владимира Дубровского). СЛАЙД
Но мы не рассмотрели ещё одну сюжетную линию. Посмотрите на схему.
— Предположите, о ком и о чем мы сегодня будем говорить? (Каковы судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, и какие отношения сложились между героями.)
Итак, в рабочих листах запишите тему урока: «Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой» Открыть тему, записанную на доске СЛАЙД
– Какие слова в теме урока вам кажутся наиболее важными? (Судьба, трагические)
Поработаем с этими словами. Что такое судьба? (Стечение обстоятельств, не зависящее от воли человека; ход событий, участь, доля. Советский энциклопедический словарь).
А теперь я произношу слово «трагедия». Что такое трагедия?
(горе, холод, слезы, страх, страдание, несчастье)
Значит, говоря о жизни героев, на что мы должны обратить внимание? ( На события, которые сделали героев несчастными)
Наши задачи: слайд
1.Продолжить рассмотрение событий, связанных с жизнью В. Дубровского и М. Троекуровой.
2. Попытаться определить, в чем трагичность судеб героев и кто в этом виноват.
3. Понять, как автор относится к Владимиру и Маше.
Итак, узнайте героя:
«Этот герой воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания…» (Владимир Андреевич Дубровский)
Ученик работал над индивидуальным заданием по образу Дубровского. (Используем метод театральной иллюстрации). Класс заполняет таблицу в рабочем листе: «Черты характера В.Дубровского». На доске в столбик записаны слова : решительный, скромный, молчаливый, послушный, великодушный, бесстрашный, благородный, воспитанный, покорный , смелый
Вопросы к герою:
1. Что заставило вас уйти в разбойники?(Я лишился всего. Понял, что искать защиты в суде бесполезно. Троекуров подкупил судей. Решил сам наказать виновных в смерти отца и разорении поместья.)
2. Почему вы отказались от мести Троекурову? (Я ходил вокруг дома Троекурова, думая, как отомстить. В тот момент мимо меня прошла Марья Кириловна, как небесное видение. Сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где она живет, священен. Никто из ее родственников не подлежит моему проклятию, я отказался от мести.)
3. Как вы стали учителем Дефоржем? (Я узнал, что Троекуров выписал для сына гувернера – француза. Мы с крестьянами встретили его на станции. Я предложил 10 тыс. рублей за то, чтобы он отдал документы и рекомендательное письмо, а сам возвращался в Париж.)
4. Почему вы решили признаться Маше в том, что вы Дубровский? (Я получил известие о том, что в доме Троекурова оставаться опасно, перед уходом решил рассказать правду Маше, чтобы она не проклинала меня, не презирала, не считала трусом, обманщиком.)
Теперь обратимся к другому герою:
«Ей было 17 лет. Кирила Петрович любит ее до безумия. У нее прекрасный голос и большие музыкальные способности…» (Это Марья Кириловна Троекурова). Над образом Маши у нас работала ученица. Пожалуйста, к доске. Вопросы к героине:
1. Что вы можете рассказать о себе и своей семье? ( Я рано осталась без матери. Отец любит меня до безумия, но у него своенравный характер, поэтому он то угождает моим прихотям, то жестоко со мной обращается. Чтобы не было беды, я привыкла скрывать от него свои мысли и чувства. В детстве у меня не было подруг, поэтому часто сидела в библиотеке и читала романы.)
2. Почему вы сначала не обратили внимания на учителя Дефоржа? (Я была воспитана как аристократка, и учитель был для меня как слуга, а слуга не казался мне мужчиной.)
3. Когда изменилось ваше отношение к учителю? (Когда он убил медведя. Я поняла, что храбрость – черта, присущая не только аристократам.)
4. Какое впечатление произвело на вас объяснение Дефоржа в любви и признание в том, что он Дубровский? (Я догадывалась, что учитель влюблен в меня, понимала, что неприлично слышать объяснения от человека, который не мог надеяться когда – нибудь получить мою руку. Я была потрясена, когда узнала, что учитель – это Дубровский, но обещала, если потребуется помощь, то прибегну к его покровительству.)
– Какие черты характера Владимира отметили вы?
– Какие черты характера Маши отметили вы?
Что можно сказать о героях романа? Положительные они или отрицательные?
– Если бы Пушкин писал сказку, то по законам жанра, каким могло быть продолжение? (Добро побеждает зло. Герои вместе, счастливы, виновные наказаны.) Но Пушкин создает роман, жизненные события, а в жизни, часто бывает не так, как в сказке.
Что уже пришлось пережить героям?
Вспомним начальные главы, были ли в жизни героев события, которые принесли им горе, страдание? ( Да. У Владимира умер отец, он лишился имущества, отказался от карьеры, став разбойником. Маша тоже рано лишилась матери.)
– А их любовь можно считать счастливой? (Нет. Они должны были скрывать свои чувства).
Прежде чем продолжить работу, предлагаю провести
музыкальную паузу. СЛАЙД
Посмотрите кадры из фильма «Дубровский»
Что Вы увидели на экране? ( красивые осенние пейзажи)
А какие чувства вызвала у вас музыка? ( грустные чувства?)
Вот и наши герои молодые, красивые, а события, связанные с ними, вызывают грустные чувства.
Какой новый герой появляется в 13 главе? ( Князь Верейский. Рассказ о нем) СЛАЙД
– Как отнесся к князю Троекуров? ( К.П.был чрезвычайно им доволен , почитал князя себе равным)
-А Маша могла представить его в качестве жениха? ( Нет. Он же по возрасту как ее отец).
– Как воспринял Троекуров предложение князя жениться на Маше? (Обрадовался.)
– Как восприняла эту новость Маша? Найдите ответ в тексте 14 гл. и зачитайте.
( «Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. Она молчала. Князь к ней подошел.. спросил: согласна ли она сделать его счастье. Маша молчала», «…брак пугал ее, как плаха, как могила…лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»)
Какие выразительные средства использует автор, чтобы показать состояние Маши? Эпитет – смертная бледность. Сравнение – брак как плаха, как могила. Тройной повтор – лучше…( это уже каприз)
– Каким является это событие для Маши? Счастливым или трагическим?
( Трагическим, т.к. Пушкин пишет, что она «остолбенела, считала, что «лучше умереть »)
– Как воспринял эту новость Дубровский? ( Для него это тоже трагедия. Он, благородный человек, не может защитить девушку, обещает не трогать ее врагов)
И вот наступил день венчания…
Представьте невесту перед свадьбой. Какие чувства она испытывает?
( Радость, счастье ) СЛАЙД
Обратимся к 18 главе и прочитаем отрывок текста. Читаем с карандашом в руках
Подчеркните слова, предложения, которые показывают нам, как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда совершался обряд в церкви?
Кирила Петрович ходил взад и вперед по зале. ; весь дом был в движении, слуги бегали, девки суетились, в сарае кучера закладывали карету, на дворе толпится народ. В уборной барышни, перед зеркалом, дама, окруженная служанками, убирала, бледную, неподвижную Марью Кириловну, голова ее томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало…
Они поехали в церковь. Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесты и был поражен ее бледностью и странным видом. Они вместе вошли в холодную, пустую церковь; за ними заперли двери. Священник вышел из алтаря и тотчас же начал. Марья Кириловна ничего не видела, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычным вопросом, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес неотвратимые
слова. Обряд был кончен.
У нее есть выбор? ( Нет. Ее мнение никого не интересует. Вот оно главное трагическое событие в судьбе Маши.)
Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово…
Смотрим отрывок из кинофильма «Дубровский» СЛАЙД
– Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский (Маша дала клятву перед Богом. А Бог – это в первую очередь совесть. Нарушить слово – отступить от строгой морали. Она готова была пойти против отца, а против совести – нет.)
–Удалось ли режиссеру передать трагизм ситуации? ( Да. Ее взгляд. Она еле сдерживает слезы)
–А Дубровский? Для него все, что произошло, трагедия? ( он тоже выглядит несчастным, испытывает чувство вины, что опоздал, бессилия, что не может помочь).
Переходим к выводам. В рабочих листах у вас напечатаны выводы с пропущенными словами. Попытаемся восстановить их.
Мы рассмотрели обстоятельства жизни героев и пришли к выводу, что судьбы их трагичны.
Владимир часто находится в ситуации выбора, но всегда поступает благородно, великодушно, поэтому жертвует своей любовью.
Маша пытается бороться с судьбой, но проявляет покорность, смирение и тоже жертвует своим счастьем.
Мы с вами в процессе работы не ответили на вопрос, кто виноват в трагической судьбе героев? Это вопрос вашего домашнего задания. На рабочих листах оно записано
В завершении разговора хочу задать два вопроса:
Человек должен бороться за свое счастье?
Человек должен смириться со своей судьбой?
Если должен бороться, прикрепите зеленый лист, а если должен смириться, прикрепите желтый лист.
(результаты обсудить, если есть необходимость, прокомментировать)
Заключительное слово учителя. Закончить наш разговор мне хотелось бы строками стихотворения К.Г.Сапелкиной:
Вас ожидает долгая дорога,
Которая от школьного порога
Всех уведет, поманит за собой
И каждому из вас однажды в жизни
Придется делать выбор непростой:
Смириться с трудностями, что подстерегают,
Или бесстрашно принимать свой бой.
Пусть с вами рядом будут не родные,
Но честные и добрые друзья,
Чтоб не терзали помыслы их злые,
И в ваших душах пусть не будет зла.
Перечитать главы 18-19.
Составить простой план романа.
3.Написать на рабочем листе развернутый ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?».
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2687515-kto-vinovat-chto-schaste-mashi-i-vladimira-dubrovskogo-ne-slozhilos.html
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/16/pochemu-sudby-vladimira-dubrovskogo-i-mashi-troekurovoy
http://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/ofy8bzxb.html