Почему Тургенев заканчивает роман смертью Базарова
Почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью?
«Отцы и дети» – роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), написанный в 60-е годы XIX века.Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
О романе
Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.
В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.
Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер. Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны. Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.
Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа.
Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего. Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.
«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну. До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью. Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство. Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами. Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит. Примиряется он со своей любовью только перед смертью. В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик. Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова! Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.
После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью. Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим. Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.
Смерть Базарова по роману Тургенева “Отцы и дети”
Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.
Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут. Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.
В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России. Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день. Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход. У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.
Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.
Почему роман заканчивается смертью?
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста. В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная.
Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти? Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.
Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден.
Перед смертью Базаров размышляет о том, что такое смерть: «Старая штука смерть, а каждому внове». Здесь проявляется несостоятельность отрицания всего главным героем: сколько ни отрицай смерть, она все равно, сама тебя отрицает. Размышляя о любви, он понимает её несбыточность перед лицом смерти, и романтично прощается с анной Сергеевной.
Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее. Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный».
Отрывок производит трагическое впечатление – гибнет молодой влюбленный человек в самом расцвете жизненных сил. И смерть эта неизбежна и от человека независящая. Мастерство автора позволило нам, читателям, как бы присутствовать в комнате, где Базаров навсегда прощался с жизнью. И в этом проявление таланта и писательского мастерства Тургенева. Очень грустно и невыносимо тяжело читать эти строки.
Видео
Смерть Евгения Базарова – анализ эпизода в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
Образ главного героя
Евгений Базаров представляет в романе человека, чьи убеждения основаны на новом для того времени мировоззрении. Черты нигилизма Тургенев видит повсюду и удивляется, как общество не замечает этого нарождающегося течения. В своих воспоминаниях «По поводу „Отцов и детей“» автор рассказывает, что идея написать роман возникла у него после встречи с молодым провинциальным доктором, проявившим «едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». Базаров сразу выделен автором из окружающей среды:
- Сын отставного штабс-лекаря и дворянки, он не относит себя ни к высшему сословию, ни к простым обывателям, одинаково критически отзывается об их представителях.
- Внешность его так же противоречива, как и характер. Он выделяется высоким ростом, длинными волосами, выразительными зелёными глазами. «Славное у него лицо», — говорит приятель Аркадий Кирсанов.
- Небрежность в одежде и явная незамысловатость балахона с кистями свидетельствует как о бедности, так и о пренебрежении условностями и этикетом.
Поселившись в доме помещиков-аристократов Кирсановых, Базаров сразу вступает в споры и конфликт со старшим из братьев, дядей его приятеля Аркадия. Из разговоров Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым становится понятно, какой идеологии придерживается главный герой. Он отрицает всё кажущееся бесполезным, ничего не принимает на веру и считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Цитата, в которой раскрывается стиль мышления: «Мне скажут дело — я соглашусь». Романтика, искусство, красота ничего не значат для него, а природа — это мастерская, из которой человек берёт всё нужное.
Авторский взгляд
Тургенев говорил, что взгляды Базарова, кроме отношения к искусству, ему близки. Он не на стороне «отцов». Недаром порядочный и честный, но недалёкий аристократ Павел Петрович приобрёл гротескные черты и стал поистине смешон. И при всём добром отношении к главному герою своего сочинения автор не видит у него будущего. Базаров очень одинок. Его последователи только сами считают себя таковыми:
- Приятель Аркадий, попав в привычную домашнюю среду, сразу становится на сторону близких. Одно дело — отрицать всё абстрактно, а другое, когда это относится к твоему миру, ко всему, что составляло именно твою сущность. Поведение Базарова, его открытое пренебрежение условностями и, наконец, дуэль с Павлом Петровичем делают для него нежелательным дальнейшее пребывание в доме Кирсановых и приводят к охлаждению в отношениях с Аркадием.
- Псевдонигилистка Кукшина — развязная и вульгарная особа.
- Ситников, называющий себя учеником Базарова — это просто карикатура на «учителя». Его нигилизм — средство преодоления комплексов, вызванных низким происхождением и сознанием собственной ничтожности.
Это мелкие образы, лишённые убеждённости. Они исполняют роль фона, усиливающего впечатление от масштаба личности главного героя.
Автор понимает, что смысл жизни не в отрицании, на котором ничего невозможно построить, а в созидании. Поэтому он предвидит крах идеологии нигилизма и признание героем несостоятельности своих убеждений. Это и есть причина того, почему Тургенев заканчивает роман смертью Базарова.
Любовь, преодолевающая скепсис
С Базаровым случилось то, чего он не мог предполагать. Он встретил красивую, умную женщину, Анну Сергеевну Одинцову, и для него открылась бездна чувств, которые он так яростно отрицал. Это породило кризис в душе, скованной одной идеей, и стало испытанием на верность идеалам. Всех женщин вне зависимости от сословия он называл «бабами» и считал ничтожными, глупыми существами, неспособными даже поддержать разговор в течение получаса.
Ранее Базаров утверждал, что «свободно мыслят между женщинами только уроды». Человек, который не допускал мысли, что женщина может «завладеть хотя бы кончиком пальца», отдал своей любви всю душу и мысли.
Это стало настоящим испытанием. Все прежние убеждения оказались под угрозой гибели и раскололи сознание героя надвое. С одной стороны, полное отрицание романтики и возможности зависеть от женщины, а с другой — глубокое чувство и внутреннее понимание несовершенства, созданной им картины мира. Даже отвергнутая и несостоявшаяся, эта любовь продолжала руководить всеми его чувствами и поступками и в конечном счёте обрела смысл символической смерти Базарова.
Последние дни Евгения
Причина смерти Базарова выглядит случайной. Он поранился при вскрытии трупа умершего крестьянина, а под рукой не оказалось адского камня. Ранка была инфицирована, началось заражение крови — заболевание, способное убивать. Перед лицом смерти Базаров прошёл путь длиной в целую жизнь. Он понял, что не нужен России. Чувства, которые пробудила в нём Одинцова, показали всю несостоятельность отрицания всего и вся. Жизнь оказалась значительно сложнее, чем он представлял себе, и места в ней для него не нашлось.
Болезнь была недолгой, но Писарев считал: «Умереть так, как умер Базаров — всё равно что сделать великий подвиг». Несколько дней провёл Базаров в жару и в бреду, а потом сказал отцу, что заразился, и попросил позвать Одинцову, чтобы попрощаться. Старик горько сетовал на судьбу и несправедливость жизни. Душа героя смягчилась при виде горя родителей. Он жалел стариков, поцеловал руку матери, которая постоянно молилась и плакала.
Прощание с жизнью и любовью
После нескольких дней горячки болезнь слегка отступила. Отец попросил у сына разрешения позвать священника. Но тут Базаров остался верен себе и непреклонен. Он считал, что ещё рано, причащаться можно и в беспамятстве, раз родителям это нужно.
Одинцову старики встречали с огромной надеждой. Мать бросалась в ноги и целовала подол платья. Отец твердил, что это «ангел». В сцене прощания с Одинцовой герой прямо говорил, что ничего из задуманного не свершилось, он оказался никому не нужен и главная задача теперь — умереть достойно. Базаров опять говорил о своей любви. Это последнее, что привязывало его к жизни. Ожидание приезда Анны Сергеевны позволило ему продержаться ещё немного в этом мире.
Монолог Евгения, обращённый к ней, тронул Анну, она подошла к больному и поцеловала в лоб. После этого Базаров окончательно впал в забытьё, только во время причастия попытался открыть один глаз, и «содрогание ужаса» появилось на его лице.
В последней главе автор кратко раскрывает судьбу всех остальных «выведенных лиц». Всё обстояло так, будто бы Базарова среди них никогда и не было. Он действительно оказался никому не нужен. Каждый персонаж продолжал строить свою жизнь. Герои женились, разъезжались, никто не вспоминал Евгения. Только Катя, сестра Анны, один раз во время очередного тоста шёпотом сказала: «В память Базарова».
Финал романа печален, но говорит, что на месте уходящего обязательно появятся новые формы, слова, идеи, творцы будущего. Автор приводит описание могилы на сельском кладбище и двух стариков, которые, поддерживая друг друга, приходят сюда из ближайшей деревни. Они долго сидят и плачут. Их вера говорит, что здесь они ближе к сыну. А цветы на могиле повествуют «о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Роман «Отцы и дети»
Смерть Базарова – итог его жизненного пути
Как вы восприняли последние страницы романа? Какие чувства у вас вызвала смерть Базарова?
Основное чувство, которое вызывают последние страницы романа у читателей, – чувство глубокой человеческой жалости от того, что гибнет такой человек. Эмоциональное воздействие этих сцен велико. А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова. Это черт знает как сделано. Просто гениально».
Как умирал Базаров? (Гл. XXVII)
«Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся.
«Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни. рвотное. горчишники к желудку. кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой».
«Ночь была не хороша для Базарова. Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю».
«Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились».
«Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу. а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.)»
«Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».
Почему Д.И. Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг…»?
Смертельная болезнь Базарова – последнее его испытание. Перед лицом неотвратимой силы природы в полном объеме проявляются мужество, сила, воли, благородство, человечность. Это смерть героя, и смерть героическая.
Не желая умирать, Базаров борется с болезнью, с беспамятством, с болью. До последней минуты он не теряет ясности ума. Он проявляет силу воли и мужество. Он сам поставил себе точный диагноз и рассчитал почти по часам течение болезни. Чувствуя неотвратимость конца, не струсил, не пытался обмануть себя и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.
«…теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».
«— Старина, — начал Базаров сиплым и медленным голосом, — дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
«Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная».
«Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я. Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
По представлениям верующих, причастившимся прощались все их грехи, а не причастившиеся попадали на вечные муки в ад. Соглашается или нет Базаров принять причастие перед смертью?
Чтобы не обидеть отца, Базаров «промолвил, наконец»: «Я не отказываюсь, если это может вас утешить». И тут же добавляет: «…но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше». Эта фраза не что иное, как вежливый отказ от исповеди, так как, если человеку лучше, то за священником посылать не надо.
Верит ли сам Базаров в то, что ему лучше?
Мы знаем, что Базаров сам точно рассчитал течение болезни. Накануне он говорит отцу, что «завтра или послезавтра его мозг подаст в отставку». «Завтра» уже наступило, остается максимум еще день, и если еще подождать, то священник уже не успеет (Базаров точен: в тот день «к вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер»). Иначе как умный и деликатный отказ это нельзя понять. А когда отец настаивает на «исполнении долга христианина», становится резок:
«— Нет, я подожду, — перебил Базаров. — Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают.
— Помилуй, Евгений.
— Я подожду. А теперь я хочу спать. Не мешай мне».
И перед лицом смерти Базаров отвергает религиозные убеждения. Для слабого человека было бы удобно принять их, поверить, что после смерти моет попасть «в рай», Базаров не обольщается этим. И если его все-таки причащают, то беспамятного, как он и предвидел. Тут его воли нет: это поступок родителей, находящих в этом утешение.
Отвечая на вопрос, почему смерть Базарова следует считать героической, Д.И. Писарев писал: «Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью».
Изменился ли Базаров перед смертью? Почему он стал ближе нам перед смертью?
Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Он произнес, наконец, «другие слова», которых боялся раньше: «…я любил вас. Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда…» «И мать приласкайте. Ведь таких людей как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова: «Тут есть лес».
Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.
В жизни Базаров умирает от случайного пореза пальца, но случайна ли смерть героя в композиции романа?
Почему же все-таки Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя, несмотря на его превосходство над другими персонажами?
О своем уходе Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»
Всякий сюжетно-композиционный прием раскрывает идейный замысел писателя. Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна в романе. Тургенев определил Базарова как фигуру трагическую, «обреченную на погибель».
Есть две причины смерти героя – его одиночество и внутренний конфликт. Обе эти взаимосвязанные причины входили в авторский замысел.
Как Тургенев показывает одиночество героя?
Последовательно, во всех встречах Базарова с людьми Тургенев показывает невозможность опереться на них. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом – родители, потом Фенечка, истинных учеников у него нет, покидает его и Аркадий, и, наконец, последнее и самое важное столкновение происходит у Базарова перед смертью – столкновение с народом.
«Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.
— О чем толковал?
— Известно, барин; разве он что понимает?
— Где понять! — отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового.
Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Их, конечно, мало, тем более что это первые новые люди. Тургенев прав, показывая их одиночество в поместной и городской дворянской среде, прав, показывая, что здесь они не найдут себе помощников.
Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможности для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных.
«Отцы и дети» вызвали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливается перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей.
Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но его мечты не сбылись.
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, истая, но все же обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». И.С. Тургенев.
1. Поделитесь своими ощущениями от романа.
2. Симпатию или антипатию вызвал у вас герой?
3. Уживаются ли в вашем представлении о нем такие оценки, определения: умница, циник, революционер, нигилист, жертва обстоятельств, «гениальная натура»?
4. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
5. Прочтите свои сочинения-миниатюры.
Источники:
http://mfina.ru/pochemu-roman-otcy-i-deti-zakanchivaetsya-smertyu/
http://nauka.club/literatura/smert-bazarova.html
http://trassa.narod.ru/lekzia/turgenev/itog.htm