3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему XVIII век называют эпохой просвещения

Почему XVIII в. называют «Веком Просвещения?

Могучее и влиятельное интеллектуальное течение, извес­тное как Просвещение, охватило большинство европейских стран и до сих пор будоражит умы и вызывает неоднознач­ные оценки. Одни восхищаются глубиной и силой воздейст­вия идей просветителей, другие предпочитают подчеркивать «ограниченность просветительства», ссылаясь на его пре­словутую «рассудочность», которая сдерживала творческие порывы и отрицательно сказалась на искусстве. Третьи не могутпростить эпохе Просвещения иллюзии, связанные с линейной схемой исторического прогресса, наивность в от­ношении европейских самодержцев, решивших выступить под флагом «просвещенного абсолютизма». Не будет пре­увеличением сказать, что вопрос о Просвещении и просве­тительстве остается пробным камнем для всякого направления общественной мысли, для всякого культурно-исторического движения, художественного течения.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20—80 гг. XVIII в. Выдающиеся философы, пи­сатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в усло­виях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готови­ло великую революцию конца века. Именно в XVIII в. наи­более отчетливо проявилось сознание необходимости соци­альных и политических преобразований, зазвучала мысль о том, что природа и общество должны строиться на естес­твенных законах, были сформулированы конкретные поли­тические требования.

Мыслителей, ученых XVIII в. отличало стремление сис­тематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к ус­тановлению количественных соотношений между ними. Экс­периментальные исследования стали приобретать все боль­шее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих евро­пейских странах уже имелись академии наук, выходили спе­циальные научные издания, организовывались научные эк­спедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д’Алам­бера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих ито­гов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.

Открытия в области астрономии, механики, физики, хи­мии, геологии, биологии позволили заменить технологичес­кие представления о мире научными, хотя и не выходящи­ми за пределы метафизического материализма. Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.

Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеции и дру­гие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собствен­ность» до сих пор не потеряла своей актуальности, так же, как и идея народного суверенитета, народного представи­тельства и прямого народоправства. Появилось понятие ис­торической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических за­конов.

Во второй половине XVIII в. наметились серьезные сдви­ги в общественном отношении к религии. Получил распрос­транение деизм. Многие просветители разоблачали нелепос­ти и противоречия Библии, жульничество и «чудеса», стяжательство и жестокости священнослужителей, критико­вали папство, иезуитов и католическую церковь в целом, призывали к веротерпимости.

Результатом развития естественных и гуманитарных наук, критических сочинений просветителей стал рост антиклери­кальных настроений и религиозного свободомыслия, сопро­вождавшийся секуляризацией общественно-политической и культурной жизни в передовых странах Европы Начинает формироваться новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию цер­ковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума». В ряде стран ограничили деятельность церковных судов и инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей, приступили к регулированию деятель­ности церкви с помощью законов. Распространились свет­ские школы, в которых церковь уже не доминировала, а содержание образования определялось состоянием науки. Вслед за ними появились и светские вузы.

Отмеченные особенности и привели к тому, что XVIII в., вошел в историю как Век Просвещения.

§ 36 (2007г.) Рождение современных идеологий

Подробное решение Параграфы § 36 (2007г.) по истории для учащихся 10 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт 2007-2013

1. Почему XVIII столетие называют веком Просвещения? Какое значение в его истории имели искусство, литература, философия?

Именно в XVIII столетии жили и творили самые известные философы эпохи Просвещения. Их идеи изменили мировоззрение европейцев в целом, многие современные представления берут начало именно из этой эпохи. Главное, их идеи были восприняты уже современниками. Именно под их влиянием появился просвещённый абсолютизм. Шли даже войны, которые современники назвали Вольтеровскими. Так что просветители влияли тем или иным образом на многие определяющие для Европы тенденции, потому этот век и назвали веком Просвещения.

Читать еще:  Как ревнует мужчина водолей

2. Каковы основные идеи просветителей? Что, по вашему мнению, в их учениях выдержало проверку временем, что — нет?

(a) в мире всё можно понять человеческим разумом (рационализм);

(b) человеческое общество можно обустроить разумно на принципах, из которых самыми важными были:

i. «естественное право» – совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения человечества;

ii. общественный договор – социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми, подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права;

iii. разделение властей – политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной;

(c) старые порядки, не основанные на разумных началах подлежат искоренению;

(d) к старым порядкам относилась и большая часть учения церкви, которое просветители считали суевериями, потому призывали к секуляризации.

Особенно актуальны и сегодня идеи переустройства общества. На разработанных Просвещением принципах строится (или декларирует, что строиться) государственный строй почти всех современных государств.

3. Какое значение имела идеология Просвещения для становления индустриального общества?

На идеологии Просвещения основывались деятели Великой французской и последующих революций в разных странах. Эти революции способствовали построению индустриальных обществ.

4. Что такое либерализм? Какие идеи и учения развивали его представители в XIX в.?

Либерализм – это идеология и политическое направление, основанное на идеях А. Смита и Д. Рикардо, представители которого пропагандировали следующее:

(a) собственник имеет право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, если это не нарушает прав других лиц;

(b) государство не должно участвовать в экономической жизни, лишь поддерживать общественный порядок и защищать собственность;

(c) экономика регулирует сама себя по собственным законам;

(d) основой экономического процветания являются свободный договор, свободная торговля и свободная конкуренция.

5. Что такое консерватизм? Какие идеи и учения развивали его представители?

Консерватизм – это идеология и политическое направление, которое противостояло революционным настроениям и радикальным преобразованиям. Это не значит, что консерваторы XIX века не принимали никаких преобразований, некоторые они инициировали сами (например, в Великобритании), но они выступали за постепенность реформ, лишь за изменения, которые считали необходимыми, против прогресса ради прогресса.

6. Какие идеи и учения называли в XIX в. социалистическими?

Социалистические идеи XIX века:

(a) идеи Сен-Симона предполагали обязательность и всеобщность труда, с распределением обязанностей «по способностям»;

(b) Ш. Фурье мечтал об идеальном обществе («фаланге») в котором организация труда, распределение его плодов, образ жизни были бы подчинены общей идее гармонии;

(c) от Р. Оуэна исходило предложение об общности и труда, и имущества;

(d) П.-Ж. Прудон писал о федерации общин, построенных на принципах человечности, добра и справедливости.

7. В чем состояли особенности взглядов социалистов утопистов?

Социалисты-утописты стремились выработать модель, которая позволила бы обеспечить равенство, но не задумывались об осуществимости своих проектов на практике.

8. Какое значение в идеологии XIX в. имело учение К Маркса? Каковы его основные положения?

Влияние марксизма в XIX веке не было значительным, организованный его лидерами I интернационал не имел большого влияния. Марксизм предполагал следующие меры:

(a) ликвидация частной собственности;

(b) передача производства в руки общества;

(c) достичь этого может борьба пролетариата против буржуазии;

(d) победа пролетариата должна привести к диктатуре этого класса – переходной стадии к идеальному обществу.

9. Расскажите о национальных движениях и идеология? в XIX в. Каковы их особенности и формы?

Национальные движения основывались на идее Просвещения о праве каждого народа на самоопределение. Оно принимало следующие формы:

(a) некоторые движения ратовали за объединение в единую страну нескольких государств, населённых по мысли этих деятелей одной нацией (Германия, Италия);

(b) другие стремились выделить из многонационального государства отдельное государство для определённой нации;

(c) также за самоопределение боролись и некоторые народы в государствах с одним преобладающим этносом.

Почему XVIII век называют веком Просвещения?

Характеристика причин, благодаря которым XVIII век называют эпохой Просвещения. Анализ вклада Екатерине II в развитие просветительских идей. Эпоха Просвещения как основа для современного образования, литературы, образования, архитектуры и искусства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читать еще:  Как повысить работоспособность и умственную активность

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Почему XVIII век называют веком Просвещения?»

просвещение эпоха екатерина

Когда мы говорим о XVIII веке, мы сразу вспоминаем то, что в это время было огромное количество реформ, не только военных, финансовых, социальных, но и касающихся образования и культуры. Безусловно, говоря об эпохе просвещения, стоит сказать, что ключевую роль в становлении науки и культуры России, сыграла Екатерина II. Именно в её период правления развитие науки, культуры и образования XVIII века было наиболее интенсивным. В данной работе мы попробуем дать ответы на вопросы: на самом деле XVIII век был эпохой Просвещения в России? И почему? Для того чтобы нам разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть различные стадии эпохи Просвещения. Подразделить их можно так: ранее Просвещение, Екатерининская эпоха, позднее Просвещение. А так же стоит отдельно разобрать науку, образование, архитектуру.

Стоит начать с этапа раннего Просвещения. Идеи Просвещения изначально были восприняты Петром I и его сподвижниками. Данные идеи оказали влияние на деятельность Феофана Прокоповича, сатиру Антиоха Кантемира, а так же великого историографа Василия Татищева. Во время правления императрицы Елизаветы, идея просвещенного абсолютизма распространилась на фаворита данного правителя — Ивана Шувалова. Дворянин был просвещённым придворным и в этой связи он содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств.

Далее мы рассмотрим Екатерининскую эпоху. Очевидно, что на Россию, как и на Европу сильное влияние оказало Просвещение Франции. В нашем случае наиболее сильным оказалось влияние на Екатерину II. Обычно, её считают образцом просвещенного деспота. Она основала один из крупнейших в мире музеев — Эрмитаж. А так же создала научное объединение — Вольное экономическое общество. И стоит упомянуть о Российской национальной библиотеке, одной из первых библиотек в Восточной Европе. И все три учреждения были расположены в Санкт-Петербурге. В доказательство того, что Екатерина Великая была великим просветителем, стоит сказать, что к её двору стремились такие европейские деятели, как Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас, Алессандро Калиостро. И все же, в то время государственной религией оставалось православие, однако Екатерине, под влиянием своих просвещенных друзей, не помешало провести ряд реформ. А в частности, мы говорим о секуляризации большей части русских монастырей. А в 1767 году была созвана Уложенная комиссия, которая должна была изменить законную базу под режим абсолютной монархии. Для комиссии был составлен Наказ, соавторами которого являются Монтескье и Чезаре Беккариа. Вся деятельность Екатерины не повлияла на режим абсолютной власти, но когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает большое влияние на политическое настроение : Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму, Радищев — сослан на каторгу, а его работы соженны и запрещены.

Далее мы рассмотрим эпоху позднего Просвещения. После смерти Екатерины Великой, на престол взошел Павел I, который правил, не менее самодержавно, однако освободил из заключения Новикова и Радищева. Фаворитом Павла был Иван Крылов, чьи басни позже стали образцом иносказательной речи на политически острые темы. Позже к власти пришел Александр I. Противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. В 1801—1803 гг. рядом указов государственным крестьянам, купцам и прочим подданным неблагородных сословий разрешалось покупать землю, передача помещикам и закрепощение государственных крестьян были запрещены, был даже установлен механизм выкупа крестьянами личной свободы, которым, впрочем, сумела воспользоваться только наиболее предприимчивая часть крестьянства. После отмены крепостного права в Германии и Австрийской империи Россия все ещё оставалась единственной европейской страной, где господствовало средневековое крепостничество. Тем не менее, недавно присоединенное к империи Великое княжество Финляндское стало автономным, его законы не могли быть изменены без согласия местного сейма. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское (оба в составе Российской империи). В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II.

Читать еще:  Индульгенция это

Следующими, мы рассмотрим отдельно образование, науку и архитектуру. Начнем с образования. Оно претерпело огромные изменения. Во время правления Петра I школы были предназначены для лиц духовных и в соответствии с недостатком светских школ, дворяне посылались учиться за границу. Поэтому Петр Великий принял решение об укреплении организации школ в России. Одним из первых учебных заведений, стала навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 году, для подготовки кадров русского флота. В 1715 же году, была создана морская академия в Петербурге. В 1707 году в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 году — инженерная школа и в том же году в Петербурге — артиллерийская. В 1720-х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки». Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: Академическая гимназия и Академический университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 году. Кроме его медицинского факультета и Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 году были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 году система учреждений здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 году был учреждён Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 году — Морской кадетский корпус. Стоит сказать, что даже Русская православная церковь попала под влияние идея Просвещения. Московский митрополит Платон призывал к реформе духовного образования и религиозной толерантности.

Далее мы разберем науку XVIII века. Впервые наука опять же появилась при Петре Великом. Он был заинтересован в создании карт территории России. В 1719 году император отправил на Урал и Сибирь, Василия Татищева, с одним из поручений о географическом описании России. В итоге, историограф разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного и другие не менее важные исторические документы. Прецедент развития науки был дан Петербургской Академией наук. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов. Он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георгии Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.

Следующим немаловажным аспектом в Просвещении, является архитектура. Множество изменений появилось в эту эпоху. Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Тем не менее, из других стран Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других великолепных зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения — классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.

В заключении хочется сказать, что, безусловно, XVIII век является эпохой просвещения, в большей степени благодаря Екатерине II. Так как в эту эпоху, были основаны главные образовательные учреждения, а так же, музеи, библиотеки, развивалась архитектура. Поэтому основа для современного образования и искусства была заложена именно в этот период.

Источники:

http://studopedia.ru/1_44461_pochemu-XVIII-v-nazivayut-vekom-prosveshcheniya.html
http://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/danilov/36
http://revolution.allbest.ru/history/01098768_0.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector