49 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки природы как динамической системы

ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа

Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.

Сначала дадим определение, что такое «природа»

Определение понятия «природа»

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

  • Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Сходства и различия природы и общества

  • являются системами
  • являются динамическими системами

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

( теория «вызова-ответа» Тойнби).

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов

4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

  1. ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
  2. ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
  3. Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. «Гринпис». Неправительственная организация.

Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

  1. ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
  1. На государственном уровне:

1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

2.Закон « Об охране окружающей среды» , 2002г.

4.Лесной кодекс. 1997г.и др.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ЕГЭ-2019: Обществознание. Задание 28. План

Издатель

План №33: «Общество как сложная динамическая система»

1) Понятие общества как динамической системы.

2) Подсистемы общества:

3) Характерные черты общества как динамической системы:

– динамизм (постоянные изменения);

– наличие взаимодействующих элементов (подсистем);

Читать еще:  Как забыть девушку

– взаимосвязь всех элементов системы;

4) Взаимодействие и взаимовлияние подсистем общества.

План №34: «Общество как открытая система»

1) Понятие общества как открытой системы.

2) Характерные черты общества как открытой системы:

– взаимосвязь с природой;

– динамизм (постоянные изменения);

3) Влияние общества на природу:

– использование природных ресурсов для производства;

– строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;

– засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;

– существование экологических проблем.

4) Влияние природы на общество:

– природа – основной источник средств существования;

– природа – среда обитания человека;

– природа – основной источник средств производства;

– природа – фактор, влияющий на развитие личности.

5) Взаимодействие общества и природы.

План №35: «Взаимосвязь сфер жизни общества»

1) Понятие «общество».

2) Сферы жизни (подсистемы) общества:

3) Связь сфер жизни общества:

– все сферы жизни общества взаимосвязаны друг с другом;

– все сферы находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга;

– все сферы жизни общества взаимообуславливают друг друга.

4) Влияние экономической сферы на другие сферы общественной жизни:

– существование общества невозможно без производства материальных благ;

– общественное производство и отношения собственности определяют развитие социальной структуры общества;

– экономика служит материальной основой политики и во многом определяет ее направления;

– в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

5) Влияние политики на другие сферы жизни общества:

– определение направление развития общества, создание норм, регулирующих общественные отношения;

– регулирование экономических отношений;

– финансирование образования, искусства, науки.

6) Влияние духовной сферы на другие сферы общественной жизни.

План №36: «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей»

1) Понятие общества в широком смысле.

2) Понятие общества в узком смысле

3) Сферы жизни общества:

4) Функции общества:

– управление общественной жизнью;

– создание и распределение материальных благ;

5) Взаимодействие общества и природы.

6) Общество и культура.

7) Типология обществ:

– простые и сложные;

– дописьменные и письменные;

– традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

8) Тенденции развития современных обществ.

План №37: «Общество и природа», «Влияние природы на человека и общество», «Взаимодействие человека и природы»

1) Понятие общества как части материального мира.

2) Влияние общества на природу:

– использование природных ресурсов для производства;

– строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;

– засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;

– существование экологических проблем.

3) Понятие природы как части материального мира.

4) Влияние природы на общество:

– природа – основной источник средств существования;

– природа – среда обитания человека;

– природа – основной источник средств производства;

– природа – фактор, влияющий на развитие личности.

5) Взаимодействие общества и природы.

План №38: «Общественные отношения и их виды»

1) Понятие «общественные отношения».

2) Структура общественных отношений:

– нормы, регулирующие отношения.

3) Субъекты общественных отношений:

– малые и большие социальные группы;

4) Виды общественных отношений по субъектам:

5) Виды общественных отношений по содержанию:

6) Взаимосвязь различных типов общественных отношений.

План №39: «Общественное сознание и его формы»

1) Понятие «общественное сознание».

2) Формы общественного сознания:

3) Уровни общественного сознания:

4) Типы общественного сознания:

5) Общественное сознание как главный элемент духовной сферы жизни общества.

СПАДИЛО.РУ

Теория к заданиям №1-№6 в ОГЭ по обществознанию

Определения общества

В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле :

  • Население одной страны
  • Люди, объединенные общностью происхождения (дворянское общество)
  • Определенный исторический этап в развитии человечества (традиционное общество)
  • Группа людей, имеющих общие интересы (общество любителей собак)
  • Человечество в целом

Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:

  • Возможность изменения с течением времени
  • Реакция на изменения, происходящие в природе и мире
  • Самодостаточность
  • Связь всех компонентов – общественных сфер – между собой
Читать еще:  Как получить лицензию на нарезное охотничье оружие

Сферы общественной жизни

Типы обществ

Природа

Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.

В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Признаки природы как динамической системы:

  • Непредсказуемость, нелинейность развития
  • Постоянное видоизменение
  • Возможность влиять на общество и темпы его развития
  • Наличие подсистем и отдельных элементов

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.

Основные глобальные проблемы:

  • Терроризм
  • Проблема мира и разоружения
  • Экологическая
  • Сырьевая
  • Использование ресурсов Мирового океана
  • Мирное освоение космоса

Биологическое и социальное в человеке

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.

Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.

Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.

Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.

Различают следующие этапы социализации:

  • Начальный — семья, детские дошкольные учреждения
  • Средний — школа
  • Завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

Деятельность

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд.

Характерные черты деятельности людей:

  • Общественный характер
  • Продуктивный характер
  • Преобразующий характер
  • Сознательный характер
  • Материально-производственная
  • Духовная
  • Познавательная
  • Ценностно-ориентировочная
  • Прогностическая
  1. По субъекту: индивидуальная и коллективная
  2. По характеру: репродуктивная и творческая
  3. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
  4. По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная
  5. По соответствию правовым нормам — законная и незаконная

Мышление

Мышление — активный процесс отражения объективно­го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Социальные группы

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Классификация социальных групп:

  • по характеру взаимодействия
  • способ организации и регулирования взаимодействия

Межличностные отношения

Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.

Межличностный конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Варианты поведения при конфликте:

  1. Сотрудничество — предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них
  2. Компромисс — несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки
  3. Приспособление — только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта
  4. Избегание — человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить
Читать еще:  Как перезагрузить айфон х

Подростковый возраст

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

  • Анатомо-физиологические изменения в организме – активизация и сложное взаимодействие различных гормонов
  • Конформизм – желание «влиться» в окружающую группу, не стать «белой вороной»
  • Стремление к самостоятельности
  • Переориентация с общения со взрослыми на сверстников
  • Учеба часто отходит на второй план, т.к. происходит переход к взрослой жизни, человек чувствует себя более самостоятельным и независимым

Наука

Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Религия

Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.

Главные функции религии:

  1. Мировоззренческая
  2. Компенсаторная
  3. Коммуникативная
  4. Регулятивная

Мораль

Мораль— совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм— принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.

Совесть

Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.

Образование

Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Структура образования в РФ:

  1. Дошкольное образование
  2. Начальное образование (1-4 класс)
  3. Общее среднее (до 9 класса)
  4. Полное среднее (10-11 классы)
  5. Среднее профессиональное (обучение в колледжах, техникумах)
  6. Высшее профессиональное (обучение в вузах)

Духовная жизнь

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.

Искусство

Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

К духовной сфере жизни общества относятся:

  • Образование
  • Религия
  • Искусство
  • Моральные ценности
  • Чувства
  • Знания
  • Убеждения и верования
  • Цели и стремления

Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:

  1. Информативная
  2. Познавательная
  3. Коммуникативная
  4. Оценочная
  5. Социализирующая
  6. Регулятивная

Источники:

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-14-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/
http://mybook.ru/author/olga-yakushenko/ege-2019-obshestvoznanie-zadanie-28-plan/read/?page=5
http://spadilo.ru/chelovek-i-obshhestvo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector