Признаки природы как динамической системы
ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа
Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.
Сначала дадим определение, что такое «природа»
Определение понятия «природа»
Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
- Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
- Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Сходства и различия природы и общества
- являются системами
- являются динамическими системами
Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.
Взаимодействие общества и природы
2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)
3.Источник средств производства
( металл, уголь, нефть и т.д.)
4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается
( теория «вызова-ответа» Тойнби).
2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.
4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)
2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)
3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)
2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов
4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.
Некоторые ТЕРМИНЫ:
Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.
Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.
Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).
Правовая защита природы
1.На международном уровне
- ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
- ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
- Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.
Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.
- «Гринпис». Неправительственная организация.
Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.
- МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.
Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.
- ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
- На государственном уровне:
1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).
2.Закон « Об охране окружающей среды» , 2002г.
4.Лесной кодекс. 1997г.и др.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
ЕГЭ-2019: Обществознание. Задание 28. План
Издатель
План №33: «Общество как сложная динамическая система»
1) Понятие общества как динамической системы.
2) Подсистемы общества:
3) Характерные черты общества как динамической системы:
– динамизм (постоянные изменения);
– наличие взаимодействующих элементов (подсистем);
– взаимосвязь всех элементов системы;
4) Взаимодействие и взаимовлияние подсистем общества.
План №34: «Общество как открытая система»
1) Понятие общества как открытой системы.
2) Характерные черты общества как открытой системы:
– взаимосвязь с природой;
– динамизм (постоянные изменения);
3) Влияние общества на природу:
– использование природных ресурсов для производства;
– строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;
– засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;
– существование экологических проблем.
4) Влияние природы на общество:
– природа – основной источник средств существования;
– природа – среда обитания человека;
– природа – основной источник средств производства;
– природа – фактор, влияющий на развитие личности.
5) Взаимодействие общества и природы.
План №35: «Взаимосвязь сфер жизни общества»
1) Понятие «общество».
2) Сферы жизни (подсистемы) общества:
3) Связь сфер жизни общества:
– все сферы жизни общества взаимосвязаны друг с другом;
– все сферы находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга;
– все сферы жизни общества взаимообуславливают друг друга.
4) Влияние экономической сферы на другие сферы общественной жизни:
– существование общества невозможно без производства материальных благ;
– общественное производство и отношения собственности определяют развитие социальной структуры общества;
– экономика служит материальной основой политики и во многом определяет ее направления;
– в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.
5) Влияние политики на другие сферы жизни общества:
– определение направление развития общества, создание норм, регулирующих общественные отношения;
– регулирование экономических отношений;
– финансирование образования, искусства, науки.
6) Влияние духовной сферы на другие сферы общественной жизни.
План №36: «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей»
1) Понятие общества в широком смысле.
2) Понятие общества в узком смысле
3) Сферы жизни общества:
4) Функции общества:
– управление общественной жизнью;
– создание и распределение материальных благ;
5) Взаимодействие общества и природы.
6) Общество и культура.
7) Типология обществ:
– простые и сложные;
– дописьменные и письменные;
– традиционные, индустриальные, постиндустриальные.
8) Тенденции развития современных обществ.
План №37: «Общество и природа», «Влияние природы на человека и общество», «Взаимодействие человека и природы»
1) Понятие общества как части материального мира.
2) Влияние общества на природу:
– использование природных ресурсов для производства;
– строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;
– засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;
– существование экологических проблем.
3) Понятие природы как части материального мира.
4) Влияние природы на общество:
– природа – основной источник средств существования;
– природа – среда обитания человека;
– природа – основной источник средств производства;
– природа – фактор, влияющий на развитие личности.
5) Взаимодействие общества и природы.
План №38: «Общественные отношения и их виды»
1) Понятие «общественные отношения».
2) Структура общественных отношений:
– нормы, регулирующие отношения.
3) Субъекты общественных отношений:
– малые и большие социальные группы;
4) Виды общественных отношений по субъектам:
5) Виды общественных отношений по содержанию:
6) Взаимосвязь различных типов общественных отношений.
План №39: «Общественное сознание и его формы»
1) Понятие «общественное сознание».
2) Формы общественного сознания:
3) Уровни общественного сознания:
4) Типы общественного сознания:
5) Общественное сознание как главный элемент духовной сферы жизни общества.
СПАДИЛО.РУ
Теория к заданиям №1-№6 в ОГЭ по обществознанию
Определения общества
В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле :
- Население одной страны
- Люди, объединенные общностью происхождения (дворянское общество)
- Определенный исторический этап в развитии человечества (традиционное общество)
- Группа людей, имеющих общие интересы (общество любителей собак)
- Человечество в целом
Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:
- Возможность изменения с течением времени
- Реакция на изменения, происходящие в природе и мире
- Самодостаточность
- Связь всех компонентов – общественных сфер – между собой
Сферы общественной жизни
Типы обществ
Природа
Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.
В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).
Признаки природы как динамической системы:
- Непредсказуемость, нелинейность развития
- Постоянное видоизменение
- Возможность влиять на общество и темпы его развития
- Наличие подсистем и отдельных элементов
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.
Основные глобальные проблемы:
- Терроризм
- Проблема мира и разоружения
- Экологическая
- Сырьевая
- Использование ресурсов Мирового океана
- Мирное освоение космоса
Биологическое и социальное в человеке
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.
Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.
Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.
Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.
Различают следующие этапы социализации:
- Начальный — семья, детские дошкольные учреждения
- Средний — школа
- Завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
Деятельность
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд.
Характерные черты деятельности людей:
- Общественный характер
- Продуктивный характер
- Преобразующий характер
- Сознательный характер
- Материально-производственная
- Духовная
- Познавательная
- Ценностно-ориентировочная
- Прогностическая
- По субъекту: индивидуальная и коллективная
- По характеру: репродуктивная и творческая
- По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
- По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная
- По соответствию правовым нормам — законная и незаконная
Мышление
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Социальные группы
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Классификация социальных групп:
- по характеру взаимодействия
- способ организации и регулирования взаимодействия
Межличностные отношения
Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.
Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.
Межличностный конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Варианты поведения при конфликте:
- Сотрудничество — предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них
- Компромисс — несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки
- Приспособление — только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта
- Избегание — человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить
Подростковый возраст
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
- Анатомо-физиологические изменения в организме – активизация и сложное взаимодействие различных гормонов
- Конформизм – желание «влиться» в окружающую группу, не стать «белой вороной»
- Стремление к самостоятельности
- Переориентация с общения со взрослыми на сверстников
- Учеба часто отходит на второй план, т.к. происходит переход к взрослой жизни, человек чувствует себя более самостоятельным и независимым
Наука
Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.
Религия
Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.
Главные функции религии:
- Мировоззренческая
- Компенсаторная
- Коммуникативная
- Регулятивная
Мораль
Мораль— совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм— принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.
Совесть
Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.
Образование
Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Структура образования в РФ:
- Дошкольное образование
- Начальное образование (1-4 класс)
- Общее среднее (до 9 класса)
- Полное среднее (10-11 классы)
- Среднее профессиональное (обучение в колледжах, техникумах)
- Высшее профессиональное (обучение в вузах)
Духовная жизнь
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.
Искусство
Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.
К духовной сфере жизни общества относятся:
- Образование
- Религия
- Искусство
- Моральные ценности
- Чувства
- Знания
- Убеждения и верования
- Цели и стремления
Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:
- Информативная
- Познавательная
- Коммуникативная
- Оценочная
- Социализирующая
- Регулятивная
Источники:
http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-14-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/
http://mybook.ru/author/olga-yakushenko/ege-2019-obshestvoznanie-zadanie-28-plan/read/?page=5
http://spadilo.ru/chelovek-i-obshhestvo/