С какой целью проводится экологическая экспертиза
Центр экспертизы и оценки
Москва: +7 (499) 347-13-15
+7 (925) 294-64-63
Нижний Новгород: +7 (831) 283-00-32
+7 (930) 283-00-12
- Экспертиза
- Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза
Специалист изучает экологическое состояние объектов почвенно-геологического происхождения; определяет, наносит ли вред окружающей среде функционирующий объект хозяйственной деятельности и, если наносит, то какой. По результатам работы подготавливается заключение.
Экологическая экспертиза производится в целях установления источника, механизма, характеристики и масштабов негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
Экологическая экспертиза — это что-то вроде «упреждающего контроля», это процедура, которая предотвращает инвестирование и реализацию заведомо вредных для окружающей среды проектов.
Объектами исследования экологической экспертизы могут быть:
- Отдельные правовые акты: нормативно-технические и инструктивно-методические документы и целевые программы.
- Техническая документация на новую технику, технологию или вещества (например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов). Известно, что хозяйственная деятельность негативно сказывается на окружающую природную среду.
- Особо охраняемые природные территории, зоны экологического бедствия. Исследуется экологическое состояние объектов почвенно-геологического происхождения; наносит ли вред окружающей среде функционирующий объект хозяйственной деятельности, и если наносит, то какой.
- Некоторые виды природных ресурсов.
- Предельно-допустимые выбросы. Проект ПДВ — это норма выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. Нормативы предельно-допустимых выбросов устанавливаются для стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха. Проекты нормативов ПДВ разрабатываются в соответствие с требованиями законодательных органов, чтобы обеспечить охрану жизни и здоровья людей, а также, чтобы предотвратить нарушение экологического равновесия в природной среде.
Задачи экологической экспертизы:
- Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, которые установлены правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
- Выявление масштабов воздействия на окружающую среду в результате намечаемой деятельности;
- Определение экологической обоснованности и допустимости намечаемой деятельности;
- Обеспечение мер экологической безопасности для сохранения природного потенциала.
Экологическая экспертиза — сложный и трудоемкий процесс, и, прежде чем к ней приступать, необходимо предварительно проконсультироваться с экспертом по поводу предоставления необходимых материалов и уточнить вопросы, по которым она будет проводиться. Перечень материалов, которые следует предоставить, может зависеть от конкретных обстоятельств экологического правонарушения, аварии, от нарушенного природного объекта (земля, живые организмы и др.), от характера негативного воздействия, оказанного на природный объект (уничтожение, порча, загрязнение и т.п.), и других фактов, которые эксперт может установить в процессе производства экспертизы.
Эксперты, проводящие экологические экспертизы — это специалисты, обладающие научными и (или) практическими знаниями по исследуемому вопросу, который привлекается в установленном порядке к проведению экологической экспертизы по различным направлениям науки, техники и технологии.
Заключение государственной экологической экспертизы
Заключение государственной экологической экспертизы — это документ, который подготовлен по результатам государственной экологической экспертизы и содержит выводы о воздействие на окружающую среду какой-либо деятельности, а также возможность работы объекта экспертизы и одобрение или неодобрение экспертной комиссии.
Каким образом составляется заключение государственной экологической экспертизы?
- Экспертная комиссия проводит анализ и обобщение заключений экспертов;
- Окончательное заключение выносится на всеобщее обозрение при заключительном заседании государственной экспертной комиссии, куда приглашают заказчика, представителя администрации или другого территориального органа, а также разработчика материалов.
- Заключение выносится с учетом Федерального закона и должно быть подписано всеми членами экспертной комиссии.
- Удовлетворительное заключение государственной экологической экспертизы не содержит замечаний, а только рекомендации.
- Если имеются замечания, то проект заключения дорабатывается.
- Если есть несогласные члены экспертной комиссии, то его мнение оформляется в виде записки к заключению.
- Если заключение не подписано или имеются ссылки на особое мнение, то продляется срок проведения экспертизы.
- Если после продления экспертизы заключение не набрало достаточно подписей, то экспертиза признается безрезультатной.
Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза позволяет определить, удовлетворяет ли намеченная деятельности экологическим требованиям и допустима ли реализации этой деятельности, а также не воздействует ли она неблагоприятно на окружающую среду.
Проведение государственной экологической экспертизы регламентировано в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) “Об экологической экспертизе” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)
Цель государственной экологической экспертизы — проверка, анализ и оценка объекта и вынесение решения о его реализации.
Объекты государственной экологической экспертизы:
- разработки правовых актов РФ, которые регламентируют деятельность объектов оказывающих влияние на окружающую среду;
- схемы, планы, программы и иные документы о развитие производственных сил;
- проекты строительства или капитального ремонта;
- другие документы, фиксирующие деятельность, способную оказать какое-либо влияние на окружающую среду.
Этапы государственной экологической экспертизы:
- Анализ и оценка рассматриваемых объектов с точки зрения соответствия всем нормам, регламентирующим охрану окружающей среды;
- Соответствие экологическим стандартам;
- Анализ всех документов, где указанно влияние проверяемой деятельности на природную среду;
- Подготовка заключения по экспертизе и передача его государственным органам, занимающимся этими вопросами;
- Информирование граждан о неблагоприятных воздействиях и связанных с ними последствиях.
Государственная экологическая экспертиза ( ГЭЭ )
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – это установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) как сфера деятельности в нашей стране ведет свое начало с 1988 года, когда был образован Государственный комитет СССР по охране природы. Руководствуясь законодательством Российской Федерации, государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) на стадии подготовки принятия решения обеспечивает в проектной документации соблюдение экологических требований законодательных и правительственных правовых актов, а также отраслевых и ведомственных природоохранных документов, в том числе по вопросам охраны воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, недр, почв, растительного и животного мира, природно-культурных заповедников и памятников.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) организуется и проводится уполномоченным государственным органом и экспертными комиссиями, специально создаваемыми для:
- объективной оценки экологических последствий намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- заблаговременного выявления и предотвращения возможных конфликтных ситуаций в случае реализации этой деятельности;
- повышения качества экологического обоснования принимаемых решений.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является действенным средством государственного регулирования в целях:
- снижения экологического риска;
- предупреждения возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий;
- предотвращения возможного ущерба государственным интересам РФ.
Принятый в 1995 году Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Этим законом определено, что государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) предназначена способствовать сохранению и улучшению сферы обитания человека, в том числе:
- достижению в предстоящие годы нормативных показателей чистоты атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов;
- обеспечению экологически безопасной среды для человека, растительного и животного мира;
- созданию благоприятных условий для восстановления естественного баланса экологических систем и их способности к саморегулированию и самоочищению.
Законом установлено, что государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) подлежат практически все виды документации, реализация которой может оказать воздействие на окружающую среду, в том числе:
- проекты законов, нормативных правовых актов, целевых программ, схем охраны и использования природных ресурсов, территориальной организации;
- технико-экономические обоснования и проекты строительства объектов всех видов хозяйствования и природопользования;
- других материалов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) предшествует принятию хозяйственного решения и, базируясь на природоохранных законах, правилах и экологических нормативах, еще на стадии проработки вопросов в проектной документации устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость или недопустимость реализации объекта экологической экспертизы.
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) анализирует и оценивает представленную документацию (объект экспертизы) с позиций:
- эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в документации мер по охране здоровья населения, рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды;
- правильности определения степени экологического риска и экологической опасности намечаемой деятельности;
- определения экологически вредных воздействий на окружающую природную среду принимаемых решений, а также возможных социальных, экономических и экологических последствий в случае реализации этих решений.
Подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) заключение должно содержать обоснованные выводы:
- о соответствии намечаемых решений нормативным правовым актам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (на территории которого располагается объект) по вопросам охраны окружающей среды;
- о полноте выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате реализации намечаемых решений;
- о достаточности предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности общества и по сохранению природного потенциала;
- об экологической обоснованности реализации объекта экспертизы.
Оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения приказом специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) является запрет реализации объекта экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) материалов обоснований инвестиции в строительство и проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и т.п.) проводится на федеральном уровне, если:
- проектируемый объект после его сооружения окажет воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации (например, тепловые, атомные и гидроэлектростанции;
- дамбы и водохранилища;
- крупные промышленные предприятия;
- нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы, предприятия химической промышленности;
- порты и терминалы внутреннего судоходства;
- автомобильные и железнодорожные протяженные магистрали;
- обустройство нефтегазоносных месторождений, нефтегазопроводы и спецпродуктопроводы;
- использование пестицидов или других вредных и токсичных материалов и т.д.);
- деятельность этого объекта затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;
- для осуществления намечаемой деятельности необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов.
Источники: Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»; Чегасов Г.С. «О государственной экологической экспертизе» // Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. 1996. № 1; 1997. № 3.
Государственная экологическая экспертиза. Справка
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. (Статья 1 Федерального закона “Об экологической экспертизе” от 23 ноября 1995 года).
В соответствии с ФЗ “О внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты” от 18 декабря 2006 года, экологическая экспертиза – это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Закон “Об экологической экспертизе” определяет основные принципы проведения экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.
Целями экологической экспертизы являются:
1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.
2. Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.
3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.
4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала
ФЗ “Об экологической экспертизе” различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.
В частности, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
2. Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.
3. Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.
5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.
6. Проекты международных договоров.
7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.
8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).
Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.
Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Источники:
http://esin-expert.ru/expert/eco
http://fireman.club/inseklodepia/goseko-ekspertiza-gee/
http://ria.ru/20090112/159015684.html