14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Музыка

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
  • Ударные инструменты:
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
  • Ударные инструменты:
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
    В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка– родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
    Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
    Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы– струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

Итоговый тест по музыке

учитель музыки МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф.Струченкова Брянской области

Итоговый тест по музыке

Музыка – это:
А) искусство, воздействующее на человека посредством звуков
Б) искусство, основанное на изображении окружающего мира посредством красок
В) искусство, воздействующее на человека словом Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 10
Б) 200
В) 100 Низкий мужской голос:
А) бас
Б) тенор
В) сопрано «Увертюра» – это:
А) определение темпа
Б) название балета
В) оркестровое вступление Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой
Б) виолончель
В) кларнет Какого инструмента нет в народном оркестре:
А) баяна
Б) балалайки
В) валторны На какой линейке пишется нота СИ:
А) на первой
Б) на второй
В) на третьей «Аккорд» – это:
А) созвучие из трех и более нот
Б) музыкальный жанр
В) музыкальный инструмент «Мажор» – это:
А) грустный лад
Б) название оперы
В) веселый лад Какого номера нет в опере:
А) арии
Б) па-де-де
В) дуэта К зарубежным композиторам относится:
А) С. В. Рахманинов
Б) П. И.Чайковский
В) Ф. Шопен Оркестр народных инструментов создал:
А) М. И. Глинка
Б) В. В. Андреев
В) Н. А. Римский-Корсаков К числу русских композиторов относится:
А) В. А.Моцарт
Б) И. С. Бах
В) М. И.Глинка Название последней части симфонии:
А) финал
Б) адажио
В) аллегро Сколько балетов написано П. И. Чайковским:

А) окраска звука
Б) характер музыкального произведения
В) скорость в музыке

А) знак молчания
Б) сила звучания в музыке
В) высота звука, голоса

А) автор балета
Б) автор и исполнитель собственных песен
В) автор стихотворных композиций

Кто из перечисленных людей является бардом:

А) П. Чайковский
Б) С. Прокофьев
В) Б. Окуджава

А) песня без слов
Б) крупное музыкальное произведение для оркестра
В) крупное вокальное произведение

1.Установите соответствие между именами и фамилиями композиторов

1) Сергей Васильевич

2) Михаил Иванович

5) Вольфганг Амадей

6) Николай Андреевич

7) Иоганн Себастьян

8) Дмитрий Борисович

10) Сергей Сергеевич

2. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений

1) Ф. Шуберт А) опера «Снегурочка»

2) П. Чайковский Б) песня-баллада «Лесной царь»

3) Н. Римский-Корсаков В) симфония № 40

4) В. Моцарт Г) романс «Я помню чудное мгновенье»

5) М. Глинка Д) балет «Щелкунчик»

3. Соедините названия средств выразительности с их определениями:

1) РИТМ А) скорость движения в музыке

2) МЕЛОДИЯ Б) чередование коротких и длинных звуков

3) ТЕМБР В) сила звучания в музыке

4) ТЕМП Г) настроение в музыке

5) ДИНАМИКА Д) окраска голоса, звука

6) ЛАД Е) высота звука, голоса

7) РЕГИСТР Ж) главная мысль музыкального произведения

4. Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово, относящее к музыке:

    лось…… с – – – (название ноты) осло…… с – – – (исполнение музыкального произведения одним исполнителем) фара……. а – – – (щипковый музыкальный инструмент) шрам…… м – – – (один из основных жанров музыки) мирон …. м – – – – (музыкальный лад грустной окраски) нато…… н – – – (музыкальный знак)

учитель музыки МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф.Струченкова Брянской области

Итоговый тест по музыке

«Аккорд» – это:
А) созвучие из трех и более нот
Б) музыкальный жанр
В) музыкальный инструмент «Увертюра» – это:
А) определение темпа
Б) название балета
В) оркестровое вступление Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой
Б) скрипка
В) кларнет Музыка – это:
А) искусство, воздействующее на человека посредством звуков
Б) искусство, основанное на изображении окружающего мира посредством красок
В) искусство, воздействующее на человека словом Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 10
Б) 200
В) 100 Низкий мужской голос:
А) бас
Б) тенор
В) сопрано Какого инструмента нет в народном оркестре:
А) баяна
Б) балалайки
В) тромбона На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
Б) на второй
В) на третьей Симфония – это:

А) крупное музыкальное произведение для оркестра

Б) песня без слов
В) крупное вокальное произведение

«Минор» – это:
А) грустный лад
Б) название оперы
В) веселый лад Какого номера нет в опере:
А) арии
Б) па-де-де
В) дуэта К зарубежным композиторам относится:
А) С. В. Рахманинов
Б) П. И.Чайковский
В) И. С.Бах Кто управляет оркестром:
А) пианист
Б) дирижер
В) сценарист К числу русских композиторов относится:
А) В. А.Моцарт
Б) И. С. Бах
В) С. С.Прокофьев Название последней части симфонии:
А) финал
Б) адажио
В) аллегро Сколько балетов написано П. И. Чайковским:

А) окраска звука
Б) сила звучания в музыке
В) скорость в музыке

А) автор балета
Б) автор и исполнитель собственных песен
В) автор стихотворных композиций

Кто из перечисленных людей является бардом:

А) П. Чайковский
Б) М. Глинка
В) Б. Окуджава

А) знак молчания
Б) сила звучания в музыке
В) высота звука, голоса

1.Установите соответствие между именами и фамилиями композиторов

Тест по музыке “Итоговый”(6 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тестирование по музыке 6 класс

Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 100;
В) 200;
С) 20;
D ) 10.

Высокий мужской голос:
А) бас;
В) тенор;
С) сопрано;
D ) баритон.

«Увертюра» – это:
А) определение темпа;
В) название балета;
С) оркестровое вступление;
D ) имя оперного героя.

Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой;
В) виолончель;
С) кларнет;
D ) фагот.

Какого инструмента нет в народном оркестре:
А) баяна;
В) треугольника;
С) валторны;
D ) ложки.

«Аккорд» – это:
А) созвучие из трех и более нот;
В) музыкальный жанр;
С) музыкальный инструмент;
D ) название части в симфонии.

«Мажор» – это:
А) грустный лад;
В) название оперы;
С) веселый лад;
D ) переменный лад;

Какого номера нет в опере:
А) арии;
В) па-де-де;
С) дуэта;
D ) ансамбля.

Эта музыка постепенно становилась предметом самовыражения молодого поколения 20 века: рождались молодежные движения, которые при помощи неё могли говорить о своих проблемах, о своем отношении к жизни, обществу, о своих интересах, о том, что их не устраивает. О какой музыке идёт речь?

А) джаз; B ) блюз; C ) рок.

Этот стиль рока характеризуется заметной тяжестью, высокой плотностью, усилением ритма, виртуозной импровизацией.

А) глэмм –рок; В) хард – рок; С) бард – рок.

Ключ: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – В, 5 – С, 6 – А, 7 – С, 8 – В, 9 – С, 10 – В

Тестирование по музыке 6 класс

Какой композитор написал балет “Лебединое озеро”?

Как называется известная соната Бетховена?

Самый низкий мужской голос.

А) бас;
В) тенор;
С) сопрано;
D ) баритон.

Какие музыкальные произведения пишутся в куплетной форме?

Перечислите жанры крупных музыкальных произведений?

А) соната, пьеса, баллада;

В) опера, балет, симфония;

С) прелюдия, квартет, романс.

Пение без музыкального сопровождения

Исполнитель очень трудных произведений

К зарубежным композиторам относится:
А) С.В. Рахманинов,
В) А.П. Бородин,
С) Д.С. Шостакович,
D ) Э.Григ.

Для этого рок стиля характерен акцент на визуальной стороне: обильный грим, яркая одежда, а так же простая гармония, голос (вокал) является главным выразителем чувств, многократное повторение фраз.

А) глэмм –рок; В) хард – рок; С) арт – рок .

Это направление представляет собой сочетание элементов рока, классической музыки и джаза, а также различных национальных культур. Наряду с ним, употребляются такие понятия, как симфо – рок, классик – рок и другие.

А) бард-рок; В) панк-рок; С) арт-рок.

Ключ: 1 – А, 2 – В, 3 – А, 4 – В, 5 – В, 6 – В, 7 – А, 8 – D , 9 – А, 10 – С

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Грищенко Людмила Александровна
  • Написать
  • 6628
  • 19.02.2016

Номер материала: ДВ-468868

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 19.02.2016
  • 704
  • 19.02.2016
  • 2139
  • 19.02.2016
  • 533
  • 19.02.2016
  • 549
  • 19.02.2016
  • 727
  • 18.02.2016
  • 1111
  • 18.02.2016
  • 425

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/311885/
http://pandia.ru/text/80/278/61410.php
http://infourok.ru/test-po-muzike-itogoviy-klass-895295.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Как научить годовалого ребенка ходить самостоятельно
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: