Сообщение устаревшие слова как живые свидетели истории
Слова как свидетели живые
занимательные факты по русскому языку на тему
Статья об устаревших словах, о возникновении новых слов и причинах их возникновения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слова-как живые свидетели истории.
Помните замечательное стихотворение Бородино? В ночь перед сражением наши солдаты готовятся к смертельной схватке:
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил, весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Все ли слова понятны автору читателю? Оказывается, нет. Для двух слов – бивак и кивер – нужно обязательно делать сноску внизу страницы , поскольку они в современном языке не употребляются. Эти слова «вышли на пенсию»: когда-то они использовались активно , а теперь устарели и практически не употребляются .
Почему так произошло? Слово бивак вытеснилось более современным словом лагерь(в значении стоянка); слово же кивер исчезло из языка потому , что вышел из употребления сам предмет , называемый этим словом, – высокий военный головной убор (теперь в армии носят каски , пилотки и фуражки).
Получается слова могут устаревать по двум причинам. Первая – у какой-то «вещи» появляется новое название .(«Вещь» при этом нужно понимать широко – это всё то , что обозначается словами). Например , вместо современного очень раньше употреблялось слово зело , вместо этот – сей , вместо так как – поелику и т.д. Такие устаревшие слова называются архаизмами.
Вторая причина выхода из употребления слов языка – исчезновение самих вещей , которые эти слова обозначают. Никто в наши дни не стреляет из аркебуз , не ездит на конках , не носит кокошники или фижмы. Такие устаревшие слова назвать архаизмами уже нельзя. Для них в науке существует специальное обозначение – историзмы.
Знание многих устаревших слов необходимо современному человеку. Иначе он просто не сможет знакомиться с культурой прежних эпох, не будет полностью понимать многие литературные произведения, написанные в 18-19 веках : ведь в них встречается довольно много историзмов и архаизмов.
К таким словам относятся, например, названия применявшихся ранее мер длины веса.
До 1925 года , когда в Россия была принята современная система единиц измерения , пользовались следующим мерами длины : вершок – 4,45., аршин – 16 вершков , или 71 см., сажень – 3 аршина или 2,13 м., верста – 500 саженей , или 1,06 км.; мерами веса: золотник – 4.26 гр., фунт – 96 золотников , или 410 гр., пуд – 40 фунтов, или 16.38 килограмм. Не следует забывать , что устарели не только названия единиц измерения , но и некоторые принципы их применения . Если их знать , то можно получить некоторые забавные результаты вычисления . В повести И. С. Тургенева «Муму» сказано, что главный герой, дворник Герасим , рослый мужчина богатырского сложения, был двенадцать вершков роста. Чуть больше полуметра?! В чём же дело?
Оказывается , рост измерялся в вершках свыше двух аршин. Два аршина – это 1м 42см. Следовательно рост Герасима – 1м 95см. Бывает, что устаревает не само слово , а какое-то из значений. Для того, чтобы правильно понять устаревшее значение, нужно заглянуть в словарь. Словом яма называлось раньше, помимо углублений в земле, ещё и отделение тюрьмы для должников, не могущих вернуть взятые деньги (их называли несостоятельными должниками). В Москве такая яма находилась во дворе Губернского правления у Воскресенских ворот. Учёные полагают, что подобное обозначение тюрьмы возникло из-за того, что она находилось на месте старинного «львиного рва», обнесённого высоким тыном , где содержались львы, привезённые в Москву ещё при царе Фёдоре Ивановиче. Сама тюрьма ни на какую яму похожа не была, а представляла собой обычное здание с решётками на окнах. (Для купцов попасть в яму считалось большим позором, уроном купеческой чести.)
Наряду со словами – пенсионерами, по разным причинам устаревших и вышедших из употребления , есть слова – младенцы , только – только появившиеся в языке. Многие из них ещё не полностью в нём прижились и завоёвывают пока своё место. Такие недавно возникшие в языке слова называют в науке неологизмами.
Неологизмы появляются чаще всего из-за появления новых вещей и явлений в жизни. Не так давно вошли в обиход плееры и компакт-диски, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для их обозначения. Вообще стремительное развитие техники, особенно компьютерных технологий, приводит к быстрому появлению большого количества новых слов для называния многих «вещей» из этой сферы.
Интересно, что, как и в случае с историзмами, для обозначения нового предмета может применяться и старое слово, но в новом, доселе не встречавшемся значении. Например, мышью сегодня называют не только маленького грызуна, но и вспомогательное устройство для ввода информации в компьютер. Оно напоминает мышку по внешнему виду: обычно серого цвета, маленькое, да ещё и с длинным хвостом – проводом.
Среди неологизмов могут встречаться слова, которые казались безнадёжно устаревшими. Изменилось время – и неожиданно эти слова получили вторую жизнь. Так произошло слово губернатор. Ещё недавно толковые словари объясняли его значение так: начальник губернии, высшее должностное лицо губернской администрации в до революционной России. Теперь же губернаторами вдруг стали называть глав областных администраций. Причём слово губерния не возродилось вместе с губернатор, не вошло в активный обиход – отдельные территории, входящие в состав страны, так и продолжают называть областями. Соответственно, не употребляется и прилагательное губернский, которое в современном языке следует признать устаревшим. А вот слова губернатор и губернаторский вновь живут и пользуются весьма активно.
Среди неологизмов выделяется целая группа так называемых авторских, или индивидуальных, неологизмов
КАК ПОЛУЧАЮТСЯ НЕОЛОГИЗМЫ ?
Признанным сочинителем неологизмов является хорошо известный вам поэт Владимир Маяковский. Он очень любит играть словами, разбирать их на части, составлять из них новые, ещё не существующие в языке слова.
По морям, играя, носится
С миноносцем миноносица.
Льнёт, как будто к мёду осочка,
К миноносцу миноносочка.
И конца б не довелось ему,
Вдруг прожектор, вздев на нос очки,
впился в спину миноносочки.
Как взревёт медноголосина:
Прям ль, влево ль, вправо ль бросится,
А сбежала миноносица.
Но ударить удалось ему
по ребру по миноносьему.
Плач и вой морями носится:
И чего это не сносен нам
мир в семействе миноносином?
Подавляющее большинство неологизмов связано словом миноносец; кроме них есть ещё два сочинённых слова: осочка и медноголосина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного .
Сценарий литературной композиции,сопровождающейся мультимедийной презентацией.Может быть использована в день памяти А.С.Пушкина(10 февраля) или на мероприятии, посвященном его творчеству.
Классный час о вреде сквернословия для учащихся 9 -11 классов.
Внучка ветерана Великой Отечественной войны Лхасаранова Ламожап Лхасаранова Светлана в своей исследовательской работе поднимает вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. Объектом её исследования яв.
Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Победы в ВОВ.
quot;Истории свидетели живые!” о судьбе участника ВО войны.
Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые. ».
Презентация на тему: Устаревшие слова как живые свидетели истории
РефератТема:«Устаревшие слова как живые свидетели истории» Выполнила: ученица 9 класса Житписбаева АсельУчитель-консультант: Седельникова О.А.
Цель: Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.
Задачи: Раскрыть понятия «лексика» и «лексикология»;Показать подвижность и изменчивость словарного состава русского языка;Изучить устаревшую лексику и виды устаревших слов;Ознакомиться с устаревшими словами Оренбургской области;Изучить литературу по теме.
Лексика Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологиейЛексикологияИсторическая (формирование словарного состава в его развитии)Описательная (значение слов, объем и структура словарного запаса, )Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. между звуковым и предметом или явлением действительности.
Слова Однозначные (имеют одно лексическое значение)Прямое (прямо указывает на предмет )Примеры: Седая голова, вершина горы, потерять шляпу.Многозначные (имеют два или более лексических значений)Переносное (переносит прямое значение)Примеры: Седая зима, вершина славы, потерять покой.
Лексика Общеупотребительные словаНеобщеупотребительныеСлова (диалективизмы, профессионализмы).
Группы слов по употреблению и происхождению По происхождению слова делятся на исключительно русские (т.е. такие которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие которые взяты из других языков, например, мотель, джем, бульдозер).
Устаревшая лексика Словарный запасВиды устаревших слов:Историзмы (боярин, дьяк, купец, опричник)Архаизмы (брадобрей-парикмахер, сей-тот, гостьба-торговля)ЛексическиеФонетическиеГрамматические
Неологизмы Новые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются неологизмами (от греч. Neos –новый + logos-понятие)Примеры: Советский, коллективизация, колхоз, комсомолец, целинник и др.Строчки В. Маяковского – Прозаседавшиеся.
Материалы для толкования устаревших слов Материалы из отечественных словарей XVIII-XX вв., из картотеки института языкознания Академии наук СССР и Российской грамматики (бириха, холтыга, легостай). Материалы, извлеченные из памятников русской письменности XVII-XVIII столетий (хвих, артовиль).
Устаревшие слова Оренбургской области: Много твердых; говор отрывист; «ы» вместо «а» (туды, сюды, оттуды);«а» вместо «ы» (добрай, сарой)«я» вместо «е» (мяшок, бяда, цвяток, мядку);«е» вместо «я» (светой, време);«и» вместо «е» (пиро, сило, тисать);«г», «д» произносятся твердо, почти как «к», «т».Иногда слышно: пропали с головам, гвоздев, пнев, окнов, мы лягим, могим, видешь, датчи, взятчи, иметчи.
В школьном краеведческом музее В музее собрано более 400 экспонатов, которые использованы при составлении 10 экспозиций: «Животный мир», «Полезные ископаемые», «Гражданская война», «Коммуна «Утёс», «1941-1945”, “Трудовые династии», «История села», «История школы», «Нумизматика», «Ветераны Великой Отечественной войны». В экспозициях «Животный мир» и «Полезные ископаемые» рассказывается о природе Кваркенского района и села Бриент, имеются археологические находки. Экспозиции отдела истории знакомят с историей основания села Бриент, предметами быта и культуры. История советского общества начинается рассказом о событиях гражданской войны: сражении, состоявшемся 24 апреля 1918 г. у с. Бриент красноармейского отряда под командованием В.Блюхера с контрреволюционным казачеством атамана Дутова. Экспозиция «Коммуна «Утёс» знакомит с первыми формами создания коллективных хозяйств в начале ХХ века.
Вывод: Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на разных его стадиях. Те из них, которые еще не вышли из активного употребления, но употребляются реже, чем раньше называются устаревшими.Изменения словарного состава русского языка непосредственно связано с развитием жизни общества, т. е. историей народа, о чем мы можем узнать, изучая устаревшие слова.
Литература: Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудовикова А. В. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Шанского Н. М. – 2-е издание, испр. и доп. Москва: Просвещение, 1987 г.Валгина Н. С., Розенталь Д. И., Фомина М. И. Русский язык (для профессионального-технических училищ). Москва: «Высшая школа», 1968 г.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: 4 томах. Москва: Дрофа, 1999 г.Материалы из школьного краеведческого музея.Никитина Е. И. Уроки русского языка в 8 классе (из опыта работы). Пособие для учителей, Москва: Просвещение, 1980 г.Справочник школьника: Учебное издание: 5-11 кл. Русский язык. Литература/. Под общ. Ред. Соболевой О. Л. Москва: АСТ_ПРЕСС, 2004 г.Услуги Internet Explorer.Чуфистова Е. В., Чуфистова Ю. В. Ответы на экзаменационные билеты , 9 класс. Москва»Экзамен», 2005 г.
Презентация на тему: Устаревшие слова как живые свидетели истории
РефератТема:«Устаревшие слова как живые свидетели истории» Выполнила: ученица 9 класса Житписбаева АсельУчитель-консультант: Седельникова О.А.
Цель: Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.
Задачи: Раскрыть понятия «лексика» и «лексикология»;Показать подвижность и изменчивость словарного состава русского языка;Изучить устаревшую лексику и виды устаревших слов;Ознакомиться с устаревшими словами Оренбургской области;Изучить литературу по теме.
Лексика Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологиейЛексикологияИсторическая (формирование словарного состава в его развитии)Описательная (значение слов, объем и структура словарного запаса, )Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. между звуковым и предметом или явлением действительности.
Слова Однозначные (имеют одно лексическое значение)Прямое (прямо указывает на предмет )Примеры: Седая голова, вершина горы, потерять шляпу.Многозначные (имеют два или более лексических значений)Переносное (переносит прямое значение)Примеры: Седая зима, вершина славы, потерять покой.
Лексика Общеупотребительные словаНеобщеупотребительныеСлова (диалективизмы, профессионализмы).
Группы слов по употреблению и происхождению По происхождению слова делятся на исключительно русские (т.е. такие которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие которые взяты из других языков, например, мотель, джем, бульдозер).
Устаревшая лексика Словарный запасВиды устаревших слов:Историзмы (боярин, дьяк, купец, опричник)Архаизмы (брадобрей-парикмахер, сей-тот, гостьба-торговля)ЛексическиеФонетическиеГрамматические
Неологизмы Новые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются неологизмами (от греч. Neos –новый + logos-понятие)Примеры: Советский, коллективизация, колхоз, комсомолец, целинник и др.Строчки В. Маяковского – Прозаседавшиеся.
Материалы для толкования устаревших слов Материалы из отечественных словарей XVIII-XX вв., из картотеки института языкознания Академии наук СССР и Российской грамматики (бириха, холтыга, легостай). Материалы, извлеченные из памятников русской письменности XVII-XVIII столетий (хвих, артовиль).
Устаревшие слова Оренбургской области: Много твердых; говор отрывист; «ы» вместо «а» (туды, сюды, оттуды);«а» вместо «ы» (добрай, сарой)«я» вместо «е» (мяшок, бяда, цвяток, мядку);«е» вместо «я» (светой, време);«и» вместо «е» (пиро, сило, тисать);«г», «д» произносятся твердо, почти как «к», «т».Иногда слышно: пропали с головам, гвоздев, пнев, окнов, мы лягим, могим, видешь, датчи, взятчи, иметчи.
В школьном краеведческом музее В музее собрано более 400 экспонатов, которые использованы при составлении 10 экспозиций: «Животный мир», «Полезные ископаемые», «Гражданская война», «Коммуна «Утёс», «1941-1945”, “Трудовые династии», «История села», «История школы», «Нумизматика», «Ветераны Великой Отечественной войны». В экспозициях «Животный мир» и «Полезные ископаемые» рассказывается о природе Кваркенского района и села Бриент, имеются археологические находки. Экспозиции отдела истории знакомят с историей основания села Бриент, предметами быта и культуры. История советского общества начинается рассказом о событиях гражданской войны: сражении, состоявшемся 24 апреля 1918 г. у с. Бриент красноармейского отряда под командованием В.Блюхера с контрреволюционным казачеством атамана Дутова. Экспозиция «Коммуна «Утёс» знакомит с первыми формами создания коллективных хозяйств в начале ХХ века.
Вывод: Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на разных его стадиях. Те из них, которые еще не вышли из активного употребления, но употребляются реже, чем раньше называются устаревшими.Изменения словарного состава русского языка непосредственно связано с развитием жизни общества, т. е. историей народа, о чем мы можем узнать, изучая устаревшие слова.
Литература: Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудовикова А. В. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Шанского Н. М. – 2-е издание, испр. и доп. Москва: Просвещение, 1987 г.Валгина Н. С., Розенталь Д. И., Фомина М. И. Русский язык (для профессионального-технических училищ). Москва: «Высшая школа», 1968 г.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: 4 томах. Москва: Дрофа, 1999 г.Материалы из школьного краеведческого музея.Никитина Е. И. Уроки русского языка в 8 классе (из опыта работы). Пособие для учителей, Москва: Просвещение, 1980 г.Справочник школьника: Учебное издание: 5-11 кл. Русский язык. Литература/. Под общ. Ред. Соболевой О. Л. Москва: АСТ_ПРЕСС, 2004 г.Услуги Internet Explorer.Чуфистова Е. В., Чуфистова Ю. В. Ответы на экзаменационные билеты , 9 класс. Москва»Экзамен», 2005 г.
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/05/slova-kak-svideteli-zhivye
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/ustarevshie-slova-kak-zhivye-svideteli-istorii.html
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/ustarevshie-slova-kak-zhivye-svideteli-istorii.html