В чем сила музыки
В чём сила музыки
В чём сила музыки
Содержание:
- Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Музыкальный материал:
- Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание);
- Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
- А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
- Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).
- Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
- Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
- Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей.
Мне снилась музыка. Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле,
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка.
Наверное, никакое искусство не обнаруживает такого разнообразия чувств, характеров и настроений, такой палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его произведении – то порыв, то созерцание; раздумье сменяется весельем, безудержный бег – плавной величественной поступью.
Пожалуй, таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую разнообразную музыку. И самое главное, именно такой – изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит, эти её свойства близки нам самим, нашему способу мыслить и чувствовать.
Давайте вспомним, часто ли выпадает день, когда с утра до вечера мы пребываем в одном настроении? А всегда ли удаётся додумать до конца какую-нибудь одну мысль, не увлекаясь, не фантазируя, не споря с самим собой? И уж совсем невозможно представить себе разговор нескольких людей, который протекал бы полностью бесстрастно (хладнокровно, спокойно), без вопросов и волнений.
Мир чувств действительно бесконечно подвижен. На него влияют перемены в природе, слова и поступки людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. И не случайно французский философ А. Бергсон сказал: «Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа».
Обратите внимание: плачут именно все, то есть воздействие музыки признаётся, как всеобщее, одинаково покоряющее всех, кто способен её воспринимать.
Послушайте два разных музыкальных произведения.
Первое из них – вторая часть Симфонии № 7 Л. Бетховена – вдохновенное аллегретто – имеет название «Павшие братья». Её музыка выражает состояние благородной и возвышенной скорби. Она не побуждает к действию, она заставляет нас задуматься.
Другое произведение – Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» немецкого композитора Р. Вагнера – воспринимается совсем по-другому. Стремительность и мощь, уверенность и победоносность отличают её характер. Наверное, потому эта музыка так часто звучит во время крупных торжеств и церемоний, подчёркивая оптимистическое настроение.
Два разных фрагмента – два характера, запечатлённые с яркой силой. Эта сила воздействует на всех, кто слушает великую музыку, способную преображать окружающий мир.
Дополнительный материал к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»
Рихард Вагнер принадлежит к числу великих композиторов, обогативших своим творчеством мировую культуру. Гений его был универсален: Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижёр, явившийся основоположником современного искусства дирижирования; он был талантливым поэтом-драматургом – создателем либретто своих опер – и одарённым публицистом, теоретиком музыкального театра. Такая разносторонняя деятельность, наряду с кипучей энергией, титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекли к музыке Вагнера всеобщее внимание. Его идейно-творческие достижения вызывали горячие споры и при жизни, и после его смерти. Они не утихли и по сей день.
Возвращение рыцарства
1846 год. Рихарду Вагнеру 33 года. Пережив крушение надежд и неожиданный триумф, он жаждет преобразований. Мечты о новой опере, о новом искусстве, способном изменить человека к лучшему, приводят его в мир древних мифов и легенд. Он почти живёт в Национальной библиотеке среди средневековых манускриптов. И в героях эпосов и рыцарских баллад видит своих современников – такими, какими они должны быть!
Он очарован старинной легендой о рыцаре-лебеде. Столетиями ходила она по Европе, вдохновляя трубадуров и миннезингеров, и те слагали сказания о рыцарском пути, о Братстве рыцарей, живущих в небесной стране, и о его посланниках, всегда готовых прийти на помощь людям, встать на защиту чести и справедливости. Когда же открывается их тайна, верные священному обету, они возвращаются на свою родину в лебединой ладье.
Из-под пера композитора начинает рождаться музыка, какую никто раньше не слышал, – бесконечно льющаяся, наполняющая светом и внутренней силой. Охваченный необычайным вдохновением, он за несколько дней пишет план оперы, объединяя многие легенды в одну – историю о Лоэнгрине, сыне Парсифаля.
Принцесса Эльза, оклеветанная, обвинённая в убийстве брата и ждущая приговора, видит во сне прекрасного юношу в серебряных латах, пришедшего спасти её. Утром на суде, по старинному обычаю, король вопрошает, найдётся ли рыцарь, готовый в поединке заступиться за неё. Никто не осмеливается, и отчаявшаяся Эльза говорит о рыцаре из сна. Вдруг перед изумлённой толпой появляется ладья, влекомая лебедем, а в ней – тот самый рыцарь! Он вступает в поединок и побеждает клеветника, благородно даруя ему жизнь. Справедливость в королевстве восстановлена, и вот уже назначена свадьба Эльзы и прекрасного незнакомца. Он просит только об одном – чтобы девушка не спрашивала, кто он и откуда. Но яд сомнений всё же проникает в сердце Эльзы. Нарушив клятву, данную рыцарю, она всё-таки задаёт роковой вопрос… Вновь появляется лебединая ладья: расставание влюблённых неизбежно. На прощание Лоэнгрин открывает перед всеми свою тайну – он поёт о загадочной стране Монсальват, о своём отце Парсифале, о Братстве рыцарей и их миссии…
В судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел и свою собственную судьбу. Судьбу Художника – нести людям свет, идеалы любви и справедливости, зная, что обыватели не поймут и не примут. Но он верил в силу Искусства исцелять и очищать души людей. «Я писал музыку к «Лоэнгрину» и как будто набрёл на источник живой воды среди пустыни; «Лоэнгрином» я как бы расставался со своим прошлым и намечал новый мир в будущем, мир, рисовавшийся всё более и более как прибежище от пошлости современного театра и оперы».
На одной из постановок «Лоэнгрина» побывал принц Людвиг Баварский. Он вырос и был воспитан в атмосфере рыцарских легенд и преданий старины, а Лоэнгрин был его любимым героем. Музыка потрясла Людвига! В то время Вагнер был на грани отчаяния, ни одно из его усилий не увенчивалось успехом, к тому же он вынужден был скрываться от преследования властей за участие в революции. Но он не переставал верить, что судьба поможет ему…
Вскоре молодой Людвиг стал королём Баварии. Первое, что он сделал, – разыскал автора «Лоэнгрина». И сам, словно Лоэнгрин, пришёл на помощь композитору, которого почитал. Он пригласил Вагнера в Мюнхен, стал его соратником и покровителем. Вместе они мечтали о новых временах, о новых рыцарях, о новом искусстве. Вагнер продолжил сочинять «рыцарские» оперы и построил специально для их постановок в Байройте театр – театр своей мечты. А Людвиг стал строить чудо-замки, и один из них – удивительный Нойшванштайн, «Новый лебединый утёс». Внешне замок напоминает лебедя, а внутри расписан сценами из рыцарских легенд. Но не для короля и свиты, не для людей предназначался этот замок. Там должны были поселиться мечты! Чтобы в каменной лебединой ладье отправиться дальше во времени, даря тем, кто ищет и ждёт, надежду, что Рыцари вернутся.
Борис Хомичев (из журнала «Человек без границ»)
Вопросы и задания:
- Послушайте два различных музыкальных произведения – II часть Симфонии № 7 Л. Бетховена и – Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Наверное, каждый согласится, что звучание этих фрагментов обладает огромной силой воздействия. В чём заключается эта сила?
- Согласны ли вы, что звучание Симфонии Бетховена вызывает одинаковые чувства у всех слушателей? Можно ли то же сказать о произведении Вагнера?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Симфония № 7 (II часть), mp3;
Вагнер. Вступление к 3 действию из оперы «Лоэнгрин», mp3;
Вагнер. Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин», mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Все для компьютера (9)
- города и страны (20)
- Дом семья дети (45)
- Живопись (7)
- Здоровье (102)
- Искусство (16)
- МУЗЫКА (53)
- Музыкальное развитие детей (31)
- Природа (11)
- Стихи (6)
- Философия (92)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Постоянные читатели
–Статистика
В чем сила музыки?
Испокон веков музыка имела особое значение и влияние на человека. Музыка успокаивает, завораживает, лечит, бодрит, снимает напряжение. В чем проявляется сила музыки? Почему она так влияет на нас? Об этом сегодня и поразмышляем с вами.
Спросите себя, какие чувства вызывает у вас музыка любимых произведений. Что вы чувствуете? Наверняка, спектр чувств будет огромен: радость, счастье, печаль, грусть, возбуждение, расслабление, нежность, душевный подъем и другие. Но среди них вряд ли будут присутствовать отрицательные ощущения: зависть, обида, чувство негатива, злость, стыд, вина. Все это говорит о том, что музыка имеет особый смысл и влияние на наш мозг. В чем заключается сила музыки, почему наш мозг так воспринимает её и подчиняется её влиянию?
Музыка – это источник удовольствия
Музыкальные ритмы помогают нам испытывать заряд бодрости и энергии, душевного подъема, забыть о проблемах, расслабиться, настроиться на рабочий лад. Многие из нас ставят на будильник любимые мелодии – потому что просыпаться так приятнее и настроение поднимается. День начинается с радостных моментов. Музыка очень близка нам. Мы быстро «входим» в контакт с ней: танцуем, двигаемся под звуки ритма. Движения наших тел отображают наше ощущение и понимание музыки, мы словно пропускаем её через себя. Помимо этого, все свои неприятные чувства и эмоции мы проецируем на неё. Музыка спасает нас от стресса, помогает расслабиться, успокоиться.
Ученые нашли тому объяснение. Оказывается, музыка воздействует на центр удовольствия в нашем мозге. И мы получаем удовольствие сродни тому, когда едим и занимаемся сексом.
Музыка помогает справиться состраданием и побороть печаль
Мы слушаем музыку не только, когда наши глаза светятся от счастья, на душе весело и легко. Даже в грустные и тяжелые моменты жизни музыка окружает нас. Но когда на сердце грусть и печаль, в душе осадок горечи, мы ставим пластинку с грустные мелодиями. Тяги к веселым ритмам отсутствует. Ощущение, что печальные и даже трагические мелодии, помогают нам справиться с собственной душевной болью, побороть печаль, очищает нас от негативных эмоций. Во время депрессии или в другие тяжелые минуты, многие из нас становятся словно каменные, лишенные способности чувствовать. Музыка с нотками грусти, помогает освободиться от этого защитного кокона, позволяя снова чувствовать, вызывая эмоции, слезы. Одним словом, мы снова начинам жить через чувства. Печаль и грусть размыкает этот круг, в котором мы прибываем во время душевных переживаний. Мы открываемся жизни, успокаиваемся, начинаем глядеть в будущее, ищем новые пути и выходы.
Музыка вдохновляет нас и делает умнее
Музыка – это своего рода вдохновение и муза. Многие талантливые личности обязаны любимым мелодиям новыми открытиями и творениями. Что и говорить, многие из нас творят под любимую музыку: кто-то на кухне, на бумаге, нотном листе или станке. Благодаря объемной музыки, звучащей на трех разных частотах, наш мозг начинает активнее работать. Музыка активизирует мышление, потому как процесс это эмоциональный, а мелодии дарят эмоции. Под влиянием музыки границы и способности нашего мышления расширяются.
Музыка защищает нас
Музыка выступает в роли щита, ограждающего нас от окружающих и собственных проблем. Мы пытаемся защититься посредством музыки от излишней общительности. Многие на рабочем месте одевают наушники и включают ненавязчивую музыку, потому это помогает им не отвлекаться на посторонние звуки и сосредоточиться на деле. Как часто после ссор с ребенком или любимым человеком, тот или иной уходил в свою комнату и включал музыку погромче. Это способ оградиться от нежелательного общения с родителями, близкими людьми. Поэтому на улицах мегаполисов и крупных городов часто встречаются люди с наушниками. Таким образом они пытаются уединиться и подумать о своем, не чувствуя себя всего лишь песчинкой в огромной массе людей.
Музыка помогает нам задуматься о «глубоком»
Музыка заставляет нас размышлять о бессознательном, на вечные темы, возвращаться в детство, заново переживать яркие и счастливые мгновения жизни. Потому как эмоции в нашей жизни привязаны к определенным звукам, мелодиям. И когда мы слышим что-то знакомое, то это навевает определенные воспоминания.
Та музыка, которую мы слушаем сейчас, в этот этап жизни, обуславливает нашу индивидуальность, раскрывает её, помогает понять себя, какие мы на самом деле. Музыка, словно, проектор отображает наш внутренний мир. Слушая ту или иную мелодию, мы пропускаем через себя определенные эмоции, которые не показываем и сдерживаем в повседневности.
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим
И, веря в торжество ее, – творим!
В чем сила музыки. Преобразующая сила музыки
С самых давних времен существование человечества было тесно сопряжено с искусством. Наскальные рисунки эпохи палеолита по сей день обнаруживаются в древних нетронутых пещерах, а григорианские хоралы до сих пор считаются одним из образцов гармонии и красоты звучания. Наряду с точными науками вроде математики и астрономии музыка в эпоху Античности считалась одной из самых главных составляющих жизни человека и настоящим воплощением его бесконечного стремления к прекрасному.
Примитивные ритмы первобытных племен с течением времени не только приобретали новое звучание, но и наполнялись новыми смыслами. Из века в век музыка становилась все более прекрасной и разнообразной, рождались и умирали величайшие композиторы, создавались новые жанры и течения. В разные эпохи звучание инструментов то становилось сакральным, то объявлялось дьявольскими происками. Однако это не помешало человечеству сохранить любовь к музыке, пронеся ее сквозь года и даже столетия.
Там, где рождались звуки
Существует огромное количество теорий относительно того, в чем сила музыки и как неорганизованное звучание приобретало системность, наделялось чувствами и абсолютной властью над человеческим сознанием и душой. Она воспринималась как дар богов и как способ контакта с инопланетным разумом, рассматривалась с точки зрения естественного развития человека, обратившего в свое время внимание на звуки окружающей его природы. Где же находятся истоки нотного стана и современного разнообразия музыкальных стилей, жанров и направлений?
До того, как человек осознал себя
Все мы живем в мире, наполненном разнообразными звуками. Современный человек давным-давно привык к постоянной какофонии клаксонов и шуршанию шин, скрипу половиц под ногами и гудкам заводов. Все это стало вполне естественной составляющей нашей жизни.
Для первобытного человека все обстояло иначе. Громкие звуки говорили ему об опасности, а крики животных – о возможности удачной охоты. Столь привычный для нас гром представлял собой для древних людей настоящее потрясение, а потрескивание поленьев в костре было едва ли не самым родным звуком, который только можно было вообразить.
Наш далекий предок вынужден был приспосабливаться к окружающей среде. Именно поэтому на одном из этапов своего развития он решился приручить звук. Поначалу это были простые возгласы, основанные на звукоподражании. Затем к ним прибавились примитивные ритмы, подобные барабанным, а со временем все это превратилось в настоящие ритуальные песнопения, отголоски которых мы до сих пор можем услышать в традиционных этнических мотивах и культуре некоторых африканских племен, сохранивших свою близость к природе.
Первоначальная функция
Чтобы понять, в чем сила музыки, следует обратиться к верованиям древних народов. Вполне очевидно, что изначально она выступала в качестве своего рода заклинания, некоего языка, при помощи которого человек мог общаться с силами природы, богами, Вселенной и даже загробным миром. В славянской культуре до сих пор сохранилась память о торжественных хороводах и песнопениях в честь Солнцеворота или зимних Святок. Даже сегодня музыка способна выполнять схожие функции, однако воздействие при этом оказывается не на внешние факторы, а на внутренний мир человека.
То, что было известно древним грекам
Возможно, еще во времена Античности было известно, в чем сила музыки. Об этом говорит большое количество представителей греческого пантеона, непосредственно связанных со звуковой гармонией. Аполлон, к примеру, традиционно изображался с бессменной арфой в руках, а неизменным атрибутом Диониса были барабаны и флейта. И это не считая муз, каждая из которых покровительствовала определенному виду искусства.
В чем сила музыки заключалась для древних греков? Приведение души и тела в гармонию, вечная дань красоте и величию, один из вернейших способов прикоснуться к чужому естеству. Даже исцеление при помощи волшебных звуков было возможным в Греции времен Античности.
То, о чем говорится в сказках
В фольклорных традициях всего мира данный вид искусства также нашел свое отражение. Волшебная сила музыки описывается, к примеру, в сказке о мальчике-крысолове (Нильс), а легенды о прекрасных сиренах, пение которых манило отважных моряков к жестоким скалам, известно многим народам. В немецкой культуре, к примеру, существует легенда о прекрасной девушке Лорелее, голос которой навлек гибель на многие корабли.
Дает музыка жизненную силу или отбирает ее – не так важно. Более достоин внимания тот факт, что чудо гармоничного звучания всегда существовало для человечества в том или ином проявлении.
Классика для поддержания тонуса
То, что человеку доступна преобразующая сила музыки – сейчас уже неоспоримый факт. Сегодня она приносит не только душевное, но и физическое спокойствие. В особенности это касается классических композиций. Специалисты одного из ведущих университетов Италии в свое время открыли так называемый эффект Вивальди, основанный на бессмертном шедевре «Времена года».
Ученым удалось доказать, что регулярное прослушивание данной композиции не только положительно влияет на эмоциональный фон, но и способствует улучшению памяти у людей преклонного возраста, в целом оказывая весьма положительное воздействие на физическое состояние организма.
Моцарт для интеллектуалов
Преобразующая сила музыки находит несколько иное отражение в отношении данного композитора. Научно доказано, что регулярное прослушивание его шедевров положительно влияет на мозговую деятельность и способствует повышению интеллектуального потенциала человека.
Лечение чудом звука
Многочисленные исследования в области нетрадиционной медицины позволяют говорить о возможности непосредственного лечения при помощи как мировой классики, так и современных композиций. Степень силы звучания в музыке определяет уровень воздействия на клетки в организме человека, что и приводит к положительному эффекту.
По большому счету, наш организм представляет собой своего рода инструмент. Клетки нашего тела наполнены жидкостью, а музыкальные колебания способны воздействовать на них как положительно, так и отрицательно. По сути, в данном случае речь идет об эффекте, аналогичном ультразвуковому исследованию.
Прекрасно и опасно
Тем не менее, как и любая другая, музыкальная терапия должна проводиться с максимальной осторожностью. Неправильное использование звуковых волн вряд ли способно убить человека, однако навредить настроению и слуху вполне может.
Сила звука в музыке – явление, которое нельзя недооценивать. Это мощный инструмент в отношении воздействия на наше сознание и подсознание. Так, умиротворяющие звуки способны привести в состояние абсолютного спокойствия даже при крайней степени раздраженности. Именно поэтому музыкотерапию часто используют в психиатрических клиниках для работы с буйными больными.
Однако возможен и обратный эффект, при котором тревожная и перегруженная эмоцией композиция, прослушиваемая достаточно регулярно, способна крайне пагубно повлиять на психику человека.
Весьма точно это удалось показать великому режиссеру Стенли Кубрику в фильме «Заводной апельсин», снятом по мотивам одноименной книги Энтони Берджесса. Великолепная Девятая симфония Бетховена стала настоящим оружием, попав не в те руки.
Когда это единственный способ жить
Наконец, чем была для самого великого композитора музыка? Сила любви к ней в буквальном смысле заставляла Бетховена жить, творить и не сдаваться. В самые страшные, самые сложные свои дни он оставался верен нотному стану и прекрасному звучанию, которое более не мог услышать, но мог чувствовать всем своим существом.
Юного Моцарта музыка возвела на пьедестал, а потом низвергла в пучину нищеты и безвестности. Гармония звука – это настоящая сила, не прирученная, но постигнутая человеком. Это один из самых могущественных и прекрасных видов искусства, не знающий границ времени и пространства.
Источники:
http://music-fantasy.ru/materials/v-chyom-sila-muzyki
http://www.liveinternet.ru/users/5049890/post280975473/
http://fb.ru/article/197251/v-chem-sila-muzyiki-preobrazuyuschaya-sila-muzyiki