31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем состоит специфика прямого телевидения

Специфика прямого телевидения

Телевидение как новый род искусства. Сравнительная характеристика телевидения с театром, кино и радио. Определение специфических особенностей телевидения. Одновременность действия, события и отображение его на экране как уникальное качество телевидения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Специфика прямого телевидения

Выполнила: Дергачева Софья

Сегодня сложно представить жизнь без телевидения. Оно внедрилось во все сферы жизни людей, изменило их психологию и восприятие мира.

Кинематограф — прямой предшественник телевидения. Он начинался с того, что снимал «саму жизнь»: происходящее на улице, на дороге, на вокзале — то, что сегодня мы назвали бы документальным фильмом. Художественный фильм начался со съемок на пленку «чужого» материала: театра, эстрады, цирка. Собственно говоря, в конце прошлого века кино было балаганным аттракционом, забавным техническим фокусом: на прямоугольнике экрана оживали обыкновенные фотографии.

Постепенно забавный технический фокус превратился в новый род искусства. Со временем обнаружилось, что экран обладает целым рядом замечательных свойств, качеств и возможностей, которыми не обладают другие роды искусства. Великие мастера Дэвид Гриффит, Сергей Эйзенштейн, Чарлз Чаплин и другие своими творческими усилиями, своей практикой, поисками, находками разработали систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых стало возможно создавать на экране произведения нового, самостоятельного рода искусства — кино. Фильм перестал быть фокусом, технической игрушкой; теперь он как произведение любого другого искусства осмысливает и трактует действительность. Кино «говорит» языком экрана — языком звукозрительных образов, как в документальных, так и в художественных (игровых) фильмах.

Совершенно очевидно, что кино — искусство синтетическое; в нем можно найти качества и литературы, и изобразительного искусства, и театра, и музыки. Но эти качества приобретают на экране новые, специфические черты; они выражены новыми, кинематографическими средствами, которые по-особому сочетаются. Телевидение, как и кино, способно отобразить реальную действительность на экране посредством движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком.

Язык экрана был создан и развит киноискусством. Телевидение заимствовало у кино, вместе с экраном, богатейший арсенал гибких, емких, сильных выразительных средств и приспособило его к своим специфическим особенностям.

Основа языка кино и языка телевидения общая, ведь и здесь и там перед зрителем двухмерный экран. Однако эстетические различия между кино и телевидением все же существуют. Они не коренные, не принципиальные, как, например, различия между литературой и изобразительным искусством, между кино и театром. Некоторые из выразительных средств кино при перенесении в телевидение претерпели весьма существенные изменения, другие были сохранены в неприкосновенности, а от третьих пришлось вовсе отказаться. Чем же обусловлен этот процесс, какие особенности телевидения сделали его необходимым? Ответить на этот вопрос — значит определить, в чем состоит специфика телевидения.

Сделать это легче всего путем сравнения телевидения с его «старшими» собратьями — театром, кино, радио. Ведь близкое родство телевидения с этими средствами информации и родами искусства совершенно очевидно: диалог, действие, актерскую игру телевидение унаследовало от театра; экран и его изобразительно-выразительные средства телевидение заимствовало у кино, способность проникнуть в дома людей, вездесущность и одновременность телевидение получило от радио.

Одно обстоятельство должно быть особенно подчеркнуто. Радио и печать наделили телевидение общественными функциями.

Сравнение телевидения с другими средствами художественного выражения и родами публицистики приводит нас к следующим выводам:

Подобно театру телевидение использует произносимое слово и игру актеров; в силу своей физической природы прямое телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства. В отличии от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Кроме того перед телезрителями предстает не материальный мир, а лишь его фотографическое двухмерное изображение; пространство кадрировано, расчленено рамой экрана, что дает возможность пользоваться монтажом, планом и ракурсом; в силу вытекающего отсюда более сильного, чем в театре, воздействия изображения на сознание.

Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно- звуковые движущиеся образы, смонтированные в непрерывный поток изображений неодинаковой крупности, видимых с разных точек. Телевидение обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность, идейно осмысливать ее как в игровых, художественных, так и в документальных, публицистических формах. А отличие состоит в условиях просмотра и характере аудитории.

Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью прийти в дома людей. Характер аудитории, условия приема передач определяют также их общность и, главное, совпадение их общественных функций. Отличие телевидения от радиовещания — звук; телевидение воздействует и изображением.

В ЧЕМ ЖЕ СОСТОИТ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ?

ТВ способно охватить самые широкие слои населения. Эта способность ТВ объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения.

ПЕРВОЕ — способность проникнуть в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эта способность называется ВЕЗДЕСУЩНОСТЬЮ телевидения.

ВТОРОЕ — способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Это свойство называется ЭКРАННОСТЬЮ телевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно — чувственно, а потому доступны широкой аудитории.

телевидение искусство экран кино

ТРЕТЬЕ — одновременность действия, события и отображение его на экране — уникальное качество телевидения, оно обнаруживается только в процессе прямой(живой) передачи. Это качество называется НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ телевидения, оно неразрывно связано с СИМУЛЬТАННОСТЬЮ телепередачи (т.е. одновременностью наблюдения и показа). Это обуславливает особую достоверность телевизионного зрелища.

Телевидение свободно приходит в каждому из нас, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая дом. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры — интервью, репортаж, комментарий и другие — обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик, воздействие сообщения на аудиторию усиливается (или наоборот, уменьшается) свойствами личности автора. Телезрители не всегда могут вспомнить, что именно говорил человек с экрана, однако охотно рассуждают о том, каков он, каковы мотивы его появления и отношение к аудитории, а если это знакомый телеперсонаж — то, в каком он сегодня настроении и самочувствии. Это называется НЕВЕРБАЛЬНОЙ информацией, т.е. несловесной.

Читать еще:  Какие различают электрические ожоги человеческого тела

Особенно значима и привлекательна для аудитории ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ телевизионная информация (т.е. олицетворенная ее автором и участником событий). Знакомый человек в кадре служит для зрителя, прежде всего ориентиром в пестром мире телевизионных передач, благодаря тому, что всякий раз его появление сопровождается интересной для данного зрителя информацией. Ещё более высокий уровень персонификации, когда журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, репортаж- расследование и т.п.) и становиться объектом сочувственной идентификации, т.е. зритель начинает ему сопереживать. И высший уровень персонификации — когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном, духовном плане.

Персонификация — один из мировых принципов вещания

Личность героя и личность автора, включенные в содержание телевизионного сообщения, позволяют сделать его ярким и запоминающимся, поскольку человек был и остается самым любопытным явлением для другого человека.

Специфика телевидения

Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ, Экранность. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории. Третье — способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии, по словам Эйзенштейна, «в неповторимый момент самого свершения его». Одновременность действия, события и отображения его на экране — уникальное качество телевидения. Мы называем способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений непосредственностью телевидения. Он проявляется в реальных программах не постоянно, однако имеет весьма существенное значение для психологии зрительского восприятия, так как обусловливает особую достоверность телевизионного зрелища. Отметим, что непосредственность телевидения (как и радиовещания) определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации; это, разумеется, исключительно важно для телевидения как рода журналистики.Вся телепрограмма разворачивается одновременно и параллельно с текущей жизнью телезрителя, диктор сообщает, например, о демонстрации художественного фильма, находясь в прямом эфире, в реальном времени. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры — интервью, репортаж, комментарий и др. — обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик. Очень высокий уровень персонификации. Более высок уровень персонификации тогда, когда журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, репортаж-расследование и т. п.) и становится объектом сочувственной идентификации. Персонифицированный подход можно заметить и в телерекламе, и в детских передачах. Персонификация телевизионного сообщения утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Важен эффект присутствия: придает достоверность, документальность и тд. Особая, уникальная документальность телевизионного изображения объясняется, во-первых, тем, что оно формируется (подобно фото- и киноизображению) в результате процессов, протекающих объективно, вне вмешательства человека, а во-вторых (и это особенно существенно), тем, что в отличие от фотографии и кино техника телевидения обеспечивает симультанность формирования изображения и его восприятия зрителем.Непосредственность создает у телезрителя психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к телевизионной программе в целом. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение безусловно достоверное.

5) общественные функции телевидения

Всякая передача оказывает определенное воздействие на аудиторию, поведение людей во многом определяется комплексом знаний об окружающей действительное. Итак, информационная функция. Осведомление людей о событиях в стране и мире, показ новостей. Лишь в этом смысле можно выделить собственно информационную функцию телевидения, поскольку информацией в широком плане можно считать и трансляцию театрального спектакля, и сам факт работы телевизионного передатчика. Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Сдвиг новостей во времени на канале бывает очень редко, и это событие чрезвычайное. Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются все новые формы ее подачи — «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, сверхкраткие выпуски между другими передачами. Культурно-просветительская функция. Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. Неспроста все такие на измене бывают, когда ведущий там что-то ляпнет в эфире. Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых — систематическое образование. Однако разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения такая же, как между клубом и школой. Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами журналистики и, следовательно, за пределами нашего рассмотрения. Вместе с тем использование образных возможностей экрана как в целом в тележурналистике, так и — в особенности — в передачах культурно-просветительского направления есть важнейший признак профессионализма. С этой точки зрения первыми высокими образцами были и остаются передачи И. Л. Андроникова из музея А. С. Пушкина и Большого зала филармонии в Санкт-Петербурге, с выставки картин Пиросмани. Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства. В культурно-просветительских программах так или иначе присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

Интегративная функция: Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной. Помимо национального и религиозного признаков обращают внимание на социальные (в том числе классовые), социально-психологические, возрастные различия людей. Телевизионные каналы удовлетворяют, кроме того, потребность каждого зрителя идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическими интересами. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию телевидения, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у телевизора.

Читать еще:  Что входит в обязанности администратора салона красоты

Социально-педагогическая функция. Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства. В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. В цивилизованном обществе «поучение» сводится к социально-педагогическому воздействию, опирающемуся на знание реального состояния общественного мнения по вопросам нравственности и политики государства. Пропаганда всегда вторична по отношению к политике, которую она обслуживает. Если политика нравственна и направлена на обеспечение благополучия общества, то телекомментатор, не вступая в конфликт с совестью, включается в популяризацию такой политики, осуществляя роль интерпретатора идей, поступающих «сверху» и осознаваемых как собственные, личные устремления. Социально-педагогическая, или управленческая, функция телевидения, очевидно, граничит с интегративной и, кроме того, с информационной.Адаптация населения к меняющимся обстоятельствам жизни, к изменениям самой среды обитания — важнейшая социально-педагогическая задача. Журналист, работающий в этой сфере, должен представлять себе, во-первых, реальную психологию, привычки, систему ценностей людей, которых он намерен в чем-либо убедить, и, во-вторых, желаемое направление изменений в общественном мнении. . Особо важную роль играет пропаганда ненасилия и неразделения на «наших» и «ненаших» — и здесь социально-педагогическая функция телевидения прямо смыкается с интегративной.

Организаторская функция: Нередко телевидение выполняет функцию организатора, ставя какие-либо вопросы перед властями, побуждая их к действию. На уровне города, региона такая организаторская работа журналистов особенно заметна. Телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей.

Образовательная функция: Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование.Крупнейшие ученые, лучшие специалисты преподают в телеуниверситетах мира. Телевидение способно помогать обучающимся в обычных школах и вузах, устраняя противоречие между все более массовым характером образования и дефицитом талантливых педагогов-ученых. Безусловно, хороший преподаватель, показанный на экране, лучше плохого в аудитории. Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу.

Рекреативная функция: Рекреация (от лат. recreatio — восстановление) — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за пределами журналистики. Но все же отметим граничащие с документалистикой игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных заботах обычных людей. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы типа «Любовь с первого взгляда» и пр.) создается, как правило, специализированными телекомпаниями. Журналисты иногда принимают участие в таких программах в роли ведущих, а также редакторов. Даже адаптация к показу на телеэкране обычного концерта считается редакторской работой. Если же концерт сопровождается разговором ведущего с его участниками, показом репортажей из жизни «звезд» — журналист становится полноправным участником создания развлекательной программы.

6) Образовательная и рекреативная функции, функция образования общ. Мнения см вопрос 5

Специфика телевизионной продукции

Драматургия, применяемая для создания телепродукции, отличается от драматургии театра или кинематографа. Чтобы разобраться в этом вопросе для начала рассмотрим специфики телевиденния.

Подобно театру телевидение использует произносимое слово и игру актеров; в силу своей физической природы телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства. В отличии от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Кроме того перед телезрителями предстает не материальный мир, а лишь его фотографическое двухмерное изображение; пространство кадрировано, расчленено рамой экрана, что дает возможность пользоваться монтажом, планом и ракурсом; в силу вытекающего отсюда более сильного, чем в театре, воздействия изображения на сознание.

Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы, смонтированные в непрерывный поток изображений неодинаковой крупности, видимых с разных точек. Телевидение обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность; идейно осмысливать ее как в игровых, художественных, так и в документальных, публицистических формах. А отличие состоит в условиях просмотра и характере аудитории.

И наконец, подобно радио, ТВ обладает способностью прийти в дома людей. Характер аудитории, условия приема передач определяют также их общность и, главное, совпадение их общественных функций. Отличие ТВ от радиовещания — звук; ТВ воздействует и звуком и изображением.

Телевидение способно охватить самые широкие слои населения. Эта способность объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения.

Итак, специфика телевидения:

1) — Способность проникнуть в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эта способность называется вездесущностью телевидения.

2) — Способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Это свойство называется экранностью. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно — чувственно, а потому доступны широкой аудитории.

3) — Одновременность действия, события и отображение его на экране — уникальное качество телевидения, оно обнаруживается только в процессе прямой (живой) передачи. Это качество называется непосредственностью телевидения. Это обуславливает особую достоверность телевизионного зрелища.

Определить роль и значение феномена непосредственности применительно к современной телевизионной программе значит, в сущности, ответить на вопрос об эстетической самостоятельности телевидения. Разберемся в этой проблеме.

Известно, что из всех возможностей отражения действительности, которыми располагает телевидение, кинематограф лишен только одной — возможности показать на экране событие в момент его свершения. И даже если согласиться с тем, что непосредственность (как составная часть феномена достоверности) обладает не только психологическим, но и определенным эстетическим потенциалом, т. е. выступает в качестве выразительного средства, то все же отсутствие в языке кино одного элемента, наличествующего в языке телевидения, не делает их эстетически независимыми. Можно провести параллель между непосредственностью телевидения и «немотой» кино на соответствующих этапах их развития. В свое время в безмолвии кино усматривалось самое важное специфическое его свойство. Обретя звучащее слово, кинематограф не утратил свою специфику, свою эстетическую самостоятельность; кино не стало ни театром, ни другим, новым видом искусства. С приходом звука киноискусство лишь обрело еще одно выразительное средство — тишину. Неверно было бы сводить специфику телевидения, все его достоинства к непосредственности, которая стала ныне лишь одной из его возможностей. Подобно тишине в звуковом кино, она дала телевидению еще одно измерение.

Читать еще:  Что такое квест

Непосредственность, которой обладает телевидение и не обладает кино, вовсе не отделяет их друг от друга, как отделены различиями в средствах выражения театр и кино, различиями системного порядка (поэтому театр и кино есть разные роды искусства). Хотя телевидение далеко не всегда использует феномен непосредственности, сущность его природы от этого не меняется, ибо не меняется его язык, система средств выражения. Не отрицая значения «живой» передачи в программе, подчеркнем, что телевидение не перестает быть самим собой, используя предварительно зафиксированное изображение.

Непосредственность создает у телезрителя психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к телевизионной программе в целом. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение, безусловно, достоверное.

4) — Невербальность + достоверность

ТВ свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая дом. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры — интервью, репортаж, комментарий и другие — обладают важной особенностью: их содержание выражается непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик, воздействие сообщения на аудиторию усиливается (или наоборот, уменьшается) свойствами личности автора. Телезрители не всегда могут вспомнить, что именно говорил человек с экрана, однако охотно рассуждают о том, каков он, каковы мотивы его появления и отношение к аудитории, а если это знакомый телеперсонаж — то, в каком он сегодня настроении и самочувствии. Это называется невербальной информацией, т.е. несловесной.

5) — Особенно значима и привлекательна для аудитории персонифицированная телевизионная информация (т.е. олицетворенная ее автором и участником событий). Знакомый человек в кадре служит для зрителя, прежде всего ориентиром в пестром мире телевизионных передач, благодаря тому, что всякий раз его появление сопровождается интересной для данного зрителя информацией. Ещё более высокий уровень персонификации, когда журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, репортаж-расследование и т.п.) и становиться объектом сочувственной идентификации, т.е. зритель начинает ему сопереживать. И высший уровень персонификации — когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном, духовном плане. Персонификация — один из мировых принципов вещания, так как личность героя и личность автора, включенные в содержание телевизионного сообщения, позволяют сделать его ярким и запоминающимся, поскольку человек был и остается самым любопытным явлением для другого человека (На эту тему высказывались многие классики литературы и исследователи искусства — предоставляем читателю самому припомнить соответствующие примеры: ведь он изучает в университете античность и литературоведение не только для сдачи зачетов, но и для применения в практической телевизионной деятельности).

Понятие персонификации связано не только с работой автора-журналиста. Персонифицированный подход можно заметить и в телерекламе, и в детских передачах («телевизионный персонаж» может быть постоянной куклой вроде Хрюши и Степаши), и в так называемых «массовых» передачах — особенно в телеиграх. Запомнившиеся зрителю игроки — капитаны команд КВН («Клуб веселых и находчивых») 60-х годов, эрудиты клуба «Что? Где? Когда?» конца 70-х были популярны не меньше, чем эстрадные певцы. Для этих телеигр было характерно сочетание социально-педагогических и развлекательных функций. Когда же игры соскользнули на путь чистой потехи — говорить о сколько-нибудь заметном эффекте персонификации более не приходилось.

Телеигры и ток-шоу, где участники получают настоящую возможность публичного самовыражения, олицетворяют в представлениях публики характерные черты (как положительные, так и отрицательные) наших современников, позволяют аудитории увидеть себя — типизированной — на экране. Таковы телемосты СССР — США 80-х годов, лучшие выпуски «Темы» и «Поля чудес» 90-х.

Персонификация телевизионного сообщения утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Грамотное применение принципа персонификации возможно даже в небольшом информационном видеосюжете, а в так называемом «специальном репортаже» современных теленовостей наличие главного персонажа — участника событий — считается необходимым. Прохожий на улице и свидетель необычного факта, человек, переживший сложную операцию или пострадавший от урагана, космонавт и студент, ученый и художник, государственный чиновник и коммерсант на перепутье новых социальных связей — таковы носители персонифицированной информации. Все они несут с экрана помимо «прикладной» информации по теме данного сюжета еще и нечто большее: свидетельствуют о настроении народа, о его духовном облике. В шкале оценок учебных работ зарубежных школ тележурналистики непременно проставляются баллы за такие факторы, как «наличие главного героя информации» и грамотное использование приема «репортер в кадре».

Стремление узнать как можно больше об авторе сообщения и тем самым установить степень достоверности, авторитетности его суждений возникло, вероятно, вместе с письменностью. Приведем выписку из первого номера журнала «Зритель», увидевшего свет в 1711 г. в Лондоне. «Мне случалось наблюдать, — пишет Д. Аддисон, — что читатель редко вкушает удовольствие от книги, покуда не узнает, каков собой написавший ее — темные ли у него волосы или белокурые, кроткого ли он нрава или желчного, женат или холост и прочие тому подобные сведения» и т. д.

Телевидение вернуло человечеству возможность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусства литературным творчеством. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации потребовал восстановить личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории телевизионной информации, персонифицированной (т. е. олицетворенной) ее автором и участниками события. Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей.

Источники:

http://revolution.allbest.ru/journalism/00675923_0.html
http://studopedia.info/2-10428.html
http://studbooks.net/725702/zhurnalistika/spetsifika_televizionnoy_produktsii

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×
×
×