2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем выразился духовный кризис римского общества

§13. Закат Римской империи

Подробное решение параграф §13 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

— Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

— Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

— Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

— Антонин Пий (138-161 гг.):

— Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

— Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

— Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

— После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

— Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

— Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

— Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Читать еще:  Какие признаки неисправности ступичного подшипника

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

Духовный кризис римского общества

. Духовный кризис римского общества.

Однако на фоне бурного процесса культурного развития в эпоху Ран­ней Империи проглядывали признаки наступавшего духовного кризиса и тревоги. Это было связано с появлением Империи и созданием мощного государства, опиравшегося на армию и чиновничество. В результате рим­ские граждане, которые до этого сами творили свою жизнь, управляли го­су­дарством, принимали нужные им законы, превратились в подданных им­ператора, беззащитных перед его самодурством или произволом импера­торских чиновников. Старые ценности и нормы поведения были отброше­ны и зло, насилие, страх стали спутниками в жизни каждого человека. Перед обществом, ставшим игрушкой в руках злых сил встали вопро­сы: «Откуда берется зло?», «Ради чего жить?», «Где найти отнятую властями свободу?» На них нельзя было найти ответа в староримских представлениях о мире, и в римском обществе начи­нается мучительный поиск выхода из духовного тупика. Духовные искания шли как среди веков, так и среди низов римского общества.

Ответ на вопрос: «Как жить в условиях насилия императорской вла­сти?» римская знать пыталась найти в философии стоиков, ярким предста­вителем которой был Сенека, воспитатель императора Нерона. В условиях отнятой политической свободы он призывал искать внутреннюю независимость и свободу. Свобода души вот та ценность, которую никто не может отобрать у человека. Сенека первый признал, что по своим душевным качествам раб ничем не отличается от свободного. И поэтому раб закованный в кандалы и брошенный в темницу может быть свободнее царя сидящего на троне.

Сенека призывал вести нравственно безупречный образ жизни, быть справедливыми и милосердными и не придавать значение ни почестям, ни богатству, которые могут быть в миг отняты превратностями судьбы. А пред судьбой все равны: и цари, и рабы.

Читать еще:  Как добраться от Москвы до Мышкина

Этот взгляд на мир получил широкое распространение в Риме. Под его влияние попадали прежде всего образованные римляне. Среди них ока­зался даже император II в. н. э Марк Аврелий, которого называли «фило­соф на троне».

Возникновение христианства.

Но был и другой путь исканий — это поиск божественного защит­ника. Традиционные римские боги не защитили римлян, поэтому их взгля­ды обратились на восток. Среди римлян распространились культы Митры, Исиды, Кибеллы и других богов. В этих условиях и появилась новая рели­гия, которая получила название христианство.

Название религия получила по имени ее создателя Иисуса Христа. Ученики и последователи этой веры, разнесли учение по римской Импе­рии. Они утверждали, что во времена правления Октавиана Августа в Иудее родился младенец Иисус, Матерью которого была дева Мария, а отцом еврейский бог Яхве. Когда он родился, на небе зажглась звезда. По ней и нашли младенца цари-волхвы и пастухи, которые принесли дары и поклони­лись божественному младенцу, как будущему спасителю всех людей.

Когда Иисусу было около 30 лет он встретил крестителя Иоанна, ко­торый призывал всех покаяться в грехах и совершить крещение омовением. Во время крещения в Реке Иордан на Иисуса сошел Дух Святой и с тех пор Иисус начал творить чудеса и проповедовать людям слово божие. Про­по­ведовал Иисус в Палестине, в окружении 12 учеников, которые и разне­сли во все уголки света его учение. Чтобы убедить людей в божественной истине, Иисус исцелял больных, воскрешал мертвых. К пророку стекались толпы народа. Они поверили, что перед ними помазанник божий, спаси­тель и называли его Христом. Иисус Христос учил, что близится конец мира, погрязшего в зле, насилии и несправедливости. Вскоре наступит день Страшного суда над всеми людьми, солнце померкнет, а звезды упадут с неба. Всех, кто не покаялся в грехах, или поклоняется ложным богам, все злодеи и преступники будут наказаны. Но кто примет новую веру в Иисуса и кто будет выполнять христианские заповеди, будет спасен и им будет даро­вано Царство Божие на земле, где будет торжествовать добро и справедли­вость. А эти заповеди просты для исполнения. Их любой человек может ежедневно соблюдать вне зависимости от его положения в обществе.

Однако у Иисуса были не только сторонники, но и опасные и силь­ные враги. Это были жрецы храма Яхве в Иерусалиме, которые не могли допустить, что появился человек, который против их воли, объявил себя Сыном божьим и собирает вокруг себя верующих. Они заручились поддер­жкой местных римских властей и, подкупив одного из учеников Иуду за 30 серебреников, римские воины арестовали Иисуса. Высший религиозный суд Синедрион осудил Иисуса на смертную казнь.

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат утвердил приговор. Христу одели на голову терновый венец, отвели на гору Голгофу и распяли на кресте вместе с двумя разбойниками. Казнь Христа произошла в пятницу, в празд­ник иудейской Пасхи. Ученики сняли тело с креста и положили в гробни­цу. Однако, когда на третий день, в воскресение, они посетили могилу, то гробница оказалась пуста. Христос воскрес. Вскоре он явился своим уче­никам, а затем на их глазах вознесся на небо, обещав вернуться на землю для свершения Божьего Суда.

Так описана жизнь Иисуса Христа у евангелистов. Волне вероятно, что в I в. н.э в Палестине действительно жил проповедник, называвший себя Христом. Но как бы то ни было христианская религия легла на благо­датную почву и получила в римской Империи широкое распространение.

Жизнь христианских общин.

Последователи Христа объединялись в общины верующих. Первой и долго единственной была община в Иерусалиме. Но вскоре иудейские власти стали преследовать и умервщлять христиан. Они бежали из Иерусалима и разнесли свое учение по другим странам. Апостол Павел вел проповеди в Малой Азии, Греции и Македонии. Аостол Андрей отправился к народам северной части Средиземноморья, а Петр основал христианскую общину в Италии.

Читать еще:  Как стать специалистом по искусственному интеллекту

Христианские общины возникали в крупных городах Империи и в них входили и иудеи, и эллины, и представители других народов. Среди них были и бедные, и богатые. Но все они стремились соблюдать христианские заповеди: «Не убий», » Не укради», «Почитай отца своего», «Почитай бога своего» и др. Христиане жертвовали свое имущество бедным, Они осуждали ложь и насилие и стремились жить в равенстве и творить добрые дела. У них еще не было церковных зданий, и молиться христиане собирались в домах у богатых или в пещерах и катакомбах. Во главе общин стояли выборные пресвитеры и епископы. Христиане вели отличный от остальных римлян образ жизни: не посещали кровавых зрелищ, не возда­вали божественных почестей императорам. Поэтому вызывали у властей большие подозрения.

Это настороженное отношение к христианам выпдеснудось в жесто­кое преследование при императоре Нероне. Когда в Риме случился боль­шой пожар, то Нерон объявил виновниками несчастья вызывавших подо­зре­ние и неприязнь христиан. Не успевших бежать из города хватали и предавали жестокой казни: их сжигали заживо, распинали на крестах, бро­сали на растерзание зверям в цирке. Христиане стойко переносили мучения и умирали со словами прославления своего бога Христа, чем вызывали уди­­в­ление и даже восхищение у римлян. Впоследствии на протяжении всей империи периоды спокойного отношения к христианству сменялись гоне­ниями и расправами с верующими христианами, но с каждым годом число сторонников новой веры, помогавшей выжить в жестоких условиях на земле и открывавшей возможность бессмертия и блаженства на небесах увеличивалось.

В чем выразился духовный кризис римского общества

В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Лучший ответ:

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.
В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

Другие вопросы:

Почему, имея равные права, мы не равны Почему, имея равные права, мы не равны

Вспомни какую-нибудь сказку из культурного наследия своего народа, в которой подчёркивалась бы важность толерантного отношения героя к окружающим Вспомни какую-нибудь сказку из культурного наследия своего народа, в которой подчёркивалась бы важность толерантного отношения героя к окружающим его людям, независимо от их происхождения. Расскажи сказку своим друзьям, сделав необходимые комментарии.

В твоём классе назревает конфликт между ребятами, они всё чаще предъявляют друг другу взаимные претензии, содержащие национальные черты. В твоём классе назревает конфликт между ребятами, они всё чаще предъявляют друг другу взаимные претензии, содержащие национальные черты.
Роль. Ты – вне конфликта, но в обеих группах у тебя есть друзья.
Результат. Найденная возможность примирить одноклассников.

Назови различные примеры из жизни общества, рассказывающие о дифференциации народов. Назови различные примеры из жизни общества, рассказывающие о дифференциации народов.

Прочитай в параграфе высказывание Н. Бердяева. Какие аргументы в поддержку его точки зрения ты можешь привести? Прочитай в параграфе высказывание Н. Бердяева. Какие аргументы в поддержку его точки зрения ты можешь привести?

Источники:

http://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/zagladin/13
http://pandia.ru/text/77/372/23256.php
http://shkole.net/QA/6539995/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector