В какие словесные игры можно поиграть вдвоём
Весёлые словесные игры для детей и подростков
Готовые сценарии для проведения квеста. Подробную информацию можно посмотреть, нажав на интересующую картинку.
Тру-ля-ля
Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.
Земля, воздух, вода, огонь
Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.
Словесный волейбол
В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
На все вопросы – один ответ
Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.
Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.
Варианты вопросов и ответов:
- Как тебя зовут? – Швабра.
- А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
- Как называется твоя прическа? – Мочалка.
- А кто твои друзья? – Сковородки.
- У тебя вместо глаз что? – Ложки.
Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.
Ответы невпопад
Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!
Сосиска
В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!
Задом наперёд
Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!
Вы поедете на бал?
Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.
Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»
Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:
- — Вы поедете на бал?
- — Поеду.
- — А может, дома останетесь?
- — Нет, поеду. Ой…
- — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
- — Желтого.
- — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
- — Не белая, а розовая. Ой…
- — Вы поедете в карете?
- — Скорее всего, в карете
- — Что вы оденете на бал?
- — Красивое платье.
- — Черное?
- — Голубое.
- — Его сошьют специально для этого бала?
- — Конечно.
- — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
- — Обязательно.
- — И будете целоваться со всеми подряд?
- — Нет! Ой…
Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.
Сидите вы с ребёнком в очереди, едете в электричке, бредёте по дороге от метро до дома – во всех этих случаях помогут словесные игры. Для них не нужен реквизит, не нужно большого пространства, огромной компании.
Чем полезны словесные игры можно прочесть тут (плюс 14 игр для детей помладше)
В этой подборке 13 словесных игр. Количество играющих – от 2 человек и больше. Возраст – от 5 лет и старше. Игры расположены по возрастанию сложности.
И помните про важные правила:
Игра должна быть в радость. Если видите, что ребёнок нервничает, раздражён или играет нехотя – спросите, стоит ли продолжать игру. Может, пора эту игру заменить на другую? Или он хочет поговорить о чём-то важном? Или просто помолчать?
Предлагайте игры по возрасту. Игру в «Абырвалг», например, дошкольники могут не понять. Пусть иногда правила игры будут вам казаться слишком лёгкими, зато процесс игры будет активнее, азартнее.
Если у ребёнка не получается полноценно играть (например, придумать слово на нужную букву), но он очень хочет – подсказывайте ему. Хотя бы немного.
Никакой критики. Даже если у вас в мыслях вертится «ну как, он же должен это знать» или «почему он так тормозит?» – говорить об этом вовсе не нужно. От таких слов ребёнок точно не прозреет, а, скорее всего, почувствует себя неуютно.
Помните, игра – не обучение, а процесс. Это ваше уникальное совместно проведённое время, ваши инвестиции в душевные отношения с ребёнком.
Играйте с удовольствием!
1. «Угадай слово»
Водящий загадывает слово, остальные пытаются его отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Для малышей можно упростить задачу – загадывать лишь определённую категорию. Например, животных или предметов мебели.
2. «О чём речь?»
Задача: отгадать слово с трёх подсказок.
Пример: Водящий загадал слово «дом». Первая подсказка – «высокий». Если игрок не угадывает, тогда даётся вторая подсказка – «кирпичный». Подсказкой может быть только одно слово (не словосочетание). Игра продолжается до трёх подсказок.
3. «Угадай число»
Игроки заранее договориваются, что загадывают число до 10 или до 20 (в зависимости от возможностей ребёнка).
Водящий загадывает число, остальные задают вопросы, на которые водящий может ответить лишь словами «больше» или «меньше». Задача — угадать правильное значение за меньшее количество «ходов».
Пример: Водящий загадал «5». Игрок: «8». Водящий: «Меньше». Игрок: «6». Водящий: «Меньше». Игрок: «4». Водящий: «Больше». Игрок: «5». Водящий: «Правильно!»
4. «Тройная чепуха»
Один из игроков называет любую букву. Другой должен сказать фразу, где все три слова начинаются с этой буквы.
Настольная игра с таким же названием появлялась в подборке игр и книг для тех, кто осваивает чтение
5. «Запрещённая буква»
Водящий задаёт игрокам вопросы, на которые надо давать быстрые ответы, но избегая определённую букву (игроки заранее оговаривают, какая это будет буква).
6. «Рифмы»
Водящий называет слово, игрок придумывает к нему рифму.
Пример: палка – скалка, дом – гном и т.д.
7. «Аббревиатура»
Один игрок называет слово, другой придумывает предложение, которое состоит из слов, каждое из которых начинается с буквы предложенного слова. Звучит сложно, но на примере сразу станет понятно.
Пример: Загадали слово «рука» – Резвая Утка Крякнула Аптекарю, Рабочий Учёный Колоссальный Анахронист.
Получаются забавные фразы. При этом через веселье игра развивает образное мышление.
8. «Три истории»
Каждый игрок по очереди рассказывает истории, произошедшие с ним. Одна из историй вымышленная, две другие – реальные. Задача остальных – угадать, где правда, а где вымысел.
Желательно, вымышленную историю рассказывать так, чтобы легче было догадаться, какая из историй сочинённая.
9. «Абырвалг»
Водящий называет предмет, игрокам надо поскорее найти вокруг себя эту вещь. Сложность заключается в том, что все слова ведущий говорит «задом наперёд»: акрог, мод, робаз, котевц (горка, дом, забор, цветок).
Игра может быть и подвижной: водящий называет слово, игрокам надо успеть добежать до загаданного предмета.
10. «Синонимы»
Первый игрок произносит вслух любое слово. Лучше всего, если это будет глагол.
Остальные игроки по очереди произносят его синонимы. Пауз быть не должно, остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Пример: работать – вкалывать – горбатиться – трудиться и т.д.
Можно использовать не только слово-синоним, но и выражения, которые отражают его смысл: плакать – лить слёзы, вылечить – поставить на ноги, загрустить – повесить нос.
11. «Ассоциации»
Игроки загадывают какого-либо общего знакомого, но так, чтобы водящий не слышал. Затем водящий начинает задавать вопросы, с чем ассоциируется у игроков этот человек – с каким цветком, какой погодой, транспортным средством и т.д.
Если компания большая, то лучше загадывать кого-то из присутствующих.
12. «Игра в П»
Водящий загадывает слово. Он должен объяснить его игрокам, используя лишь слова, начинающиеся на букву «п» (кроме однокоренных).
Пример: Загадали слово «дом» – водящий говорит: «Построил, проживаю» и т.д.
Если игроки близки к разгадке, водящий подбадривает их: «Почти правильно!» Если совсем не там ищут отгадку, то: «Путаетесь» или «Плохо».
13. «Я возьму с собой. »
Водящий сообщает игрокам, что он отправляется в путешествие и берёт с собой лишь некоторые вещи. При этом он заранее придумывает правило, согласно которому берёт с собой только определённые предметы. Например, зелёные, круглые или холодные.
Затем водящий говорит: «Я отправляюсь в путешествие и беру с собой. лягушку». Этот предмет должен соответствовать задуманному правилу. Игроки спрашивают, можно ли взять с собой хлеб? Хлеб не зелёный – значит, нельзя. Можно ли взять с собой огурец? Водящий отвечает, что можно (так как огурец зелёный). Побеждает тот, кто сумеет разгадать правило.
Правила могут быть как простыми (например, то, что умещается в портфель, все круглое, мягкие вещи), так и сложными. К примеру, ваше имя и все предметы начинаются на одну букву. Или все слова иностранного происхождения.
На платформе Vikids вы можете:
Словесные игры
Очереди в поликлинике, ожидание на остановке, долгая дорога в автобусе. Все эти ситуации сильно утомляют наших малышей, они начинают ныть и капризничать. Для подобных моментов (когда побегать проблематично и интересного рядом мало) палочкой-выручалочкой станут всевозможные словесные игры. Какие-то из этих игр вы наверняка уже знаете, в какие-то играли с вами ваши родители, ну а что-то может оказаться новым!:).
Игра в слова
Мама называет слово, малыш – слово, которое начинается на последнюю букву маминого слова: море – ехидна – акула – айсберг. Мамина задача – не просто отвечать ребёнку, а подбирать слова, которые бы заканчивались на редкие буквы (щ, ч, й, х. ). Попутно можно расширить кругозор ребёнка, объясняя ему значения незнакомых слов.
Усложненные варианты:
Вариант 1. Можно говорить только слова на определённую тематику, например только растения или города.
Вариант 2. Слова должны составлять логическую цепочку.
Абрикос – сад (абрикос растёт в саду) – дерево (в саду растут деревья) – орех (растёт на дереве) – халва (её часто делают с орехами).
Сочиняем сказку
Взрослый начинает свой рассказ по типу жили были. говорит несколько предложений, а ребенок должен продолжить ваш рассказ. Потом снова вы рассказываете несколько предложений, таким образом вы и сочиняете и по очереди рассказываете сказку/историю. Можно задачу усложнить – пусть каждый игрок начинает свою часть со слов “И вдруг” или “Но” Чем больше участников, тем, как правило, интересней игра.
Дорожные истории.
Истории можно сочинять самые невероятные. А чтобы они получились интересней, надо только придумать принцип, по которому будут строиться ваши рассказы. Например, такой:
К сожалению или к счастью?
К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
К сожалению, он сломался.
К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды. и т.д.
Слова с одной буквы
Называем слова по очереди с одной и той же буквы: Лампочка – лисичка – лимон – лыжи – ласточка
Найди лишнее
Мама говорит какие-то 3-4 предмета или понятия, а малыш находит лишнее и в идеале ещё и объясняет, почему это слово является лишним в списке.
Собака – кошка – яблоко – медведь. Лишнее – яблоко.
Дом – шалаш – тетрадь – квартира. Лишняя – тетрадь.
Находилки
Можно искать за окном предметы, начинающиеся на определенную букву или какого-то определенного цвета. С детками постарше можно делать это на скорость. С детками помладше лучше обойтись безо всякого соревнования. Возможно, даже придется помочь ребенку подсказками, что же начинается на эту букву из того, что находится в настоящий момент в поле его зрения.
Загадалки
Мама (или ребенок) загадывает предмет в зоне видимости, а ребенок его отгадывает. Прямые вопросы задавать нельзя, только наводящие, например: этот предмет большой? он серого цвета? он мягкий? и т.п. Отвечать можно только “да” или “нет”
Описатели:)
Для малышей помладше “загадалки” можно упростить. Например, мама описывает предмет, не называя его, а ребенок должен угадать. Лучше использовать предметы в зоне видимости.
“Кто первый”
Нужно загадать какой-то предмет, который есть шанс увидеть за окном поезда: грузовик, трактор, береза, двухэтажный дом, курица, белая машина и т.д. А дальше нужно просто смотреть в окошко! Кто первый увидит загаданный предмет – тот и победил!
Перевертыши
Возьмите любое слово, например, бабочка, и поменяйте буквы местами, получится баобчак. Предложите ребенку угадать, что это за слово такое странное. Можете писать на листе большими буквами, чтобы у ребенка еще и зрительная память работала. Эта игра очень нравится деткам, т.к. знакомые животные, птицы, насекомые становятся такими смешными. Суслик – лискус, лиса – асил, заяц – цазя, кошка – ашокк и т.д.
“Да и Нет не говорить, черное с белым не называть”
Игра из нашего детства, которая хороша развивает смекалку, память и речь. Ее смысл в том, чтобы заставить соперника сбиться и выбрать все-таки черный или белый цвет и сказать “да” или “нет”
Ведущий говорит: “Вам барыня прислала 100 копеек, 100 рублей. Вы поедете на бал?” Человек по неопытности может сразу ответить “Да” – тут и конец игры. А если он ответил: “Конечно, поеду” или что-то в этом роде игра продолжается. Задаются разные вопросы – цвет платья, машины, даже какими будут зубы, в общем человека запутывают так, лишь бы он сказал то, что нельзя говорить.
Превращалки
Играющий превращает существительное из последнего словосочетания в прилагательное и создаёт новое словосочетание. Например, первый игрок: прозрачное стекло -> следующий игрок: стеклянное окно -> следующий: оконная ручка и т.д.
Совместить несовместимое
Итальянский писатель Джанни Родари в книге “Грамматика фантазии” описал много словесных игр. Секрет этих игр в том, чтобы совместить несовместимое. Парадоксальное сочетание слов “выбивает” наш мозг из привычного русла. Вот тогда воображение и начинает работать на полную катушку.
1. Бином фантазии.
Суть игры в том, чтобы загадать два произвольных слова, а затем придумать мини-сказку по мотивам этих слов. Лучше всего играть в эту игру вдвоем или в группе, но можно и одному. Например, один человек загадал “уголек”, другой “башня”.
Бином: уголек – башня Попробуйте придумать историю по мотивам этих двух слов. Ваше воображение тут же начнет перебирать варианты. Например: – Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их. – Мимо башни каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы на башне всегда странным образом начинают звонить. – Люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков. – и т.д.
2. А что произойдет если? Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что нужно загадать “героя” и действие, которое оно совершает. А потом задайте себе вопрос: а что произойдет, если [герой] [действие].
Например: – А что произойдет, если тело закружится в танце? – А что произойдет, если Москва улетит на небо? – А что произойдет, если гвоздь захочет помыться?
3. Префикс.
Суть этой игры в том, что берется какое-нибудь слово и к нему добавляется приставка. Получается бином из оригинального и измененного слова. В качестве префиксов можно использовать: “не” “анти” “раз”, “дву” “трех”, “полу”, “супер”, “мини”, “микро”, “макро”, “недо”, “пере”, “при”, “под”, “над”, “квази” и др. Можно прибавлять эти приставки к тем предметам, которые вы видите вокруг себя, стоя в очереди или из окна автобуса/машины/поезда.
«Глупые» предложения.
Один игрок называет слово, второй придумывает предложение, состоящее из слов, начинающихся с букв задуманного. Например, слово «кубик» можно расшифровать как «красная улитка бегает и кувыркается» или «кирпичный усач барабанит и кланяется». В общем, любые глупости. Которые, тем не менее, прекрасно развивают образное мышление. Дома предложите малышу нарисовать запомнившиеся примеры.
Современный вариант игры «В города».
Первый говорит: « Я поеду в Ашхабад. Зачем?». Следующий должен ответить со словом на А: «Зачем? Азбуку учить!» Второй продолжает: « Я поеду в Барселону! Зачем?» Третий: « В Барселону – барбариски сосать! Я поеду ( теперь город на в) в Вильнюс! Зачем?» Ответ должен быть на В.
Здесь логику соблюдать совсем не нужно, то есть ответы «чем прикольнее, тем интереснее» подходят куда лучше, чем правда жизни. Главное города и ответы на «зачем» должны быть по алфавиту, а не на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово, как мы привыкли играть раньше
Бабушкин сундук
Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».
Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.
Источники:
http://super-positive.ru/vesjolye-slovesnye-igry-dlja-detej/
http://www.vikids.ru/articles/slovesnye-igry-dlya-kompanii-lyubogo-vozrasta
http://mama.tomsk.ru/dosug/games/wordgames.html