0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем нужен закадровый смех в сериалах

«Подсказка для идиотов»: Когда появился закадровый смех и почему его используют

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Историки считают, что подсказывать зрителям, как и в каком месте выступления нужно реагировать, начали еще в античности. Уже в III веке до н. э. греческий драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра команду людей, которые громко высмеивали или, наоборот, поддерживали выступление. А вот деспот Нерон, который был очень творческой личностью и участвовал практически во всех поэтических и музыкальных конкурсах, придумал пригонять на свои выступления солдат-легионеров, которые по команде устраивали бурные овации.

В XVI веке во Франции поэт Жан Дюрат изобрел способ, как программировать реакцию зрителя, если ты не римский император. Для этого, правда, требовались финансовые затраты: находчивый автор просто скупал часть билетов на свои постановки и раздавал их затем бесплатно в обмен на обещание бурных аплодисментов. К XIX веку сложилась настоящая профессия – клакёр. Это люди, которые за деньги создают успех или провал выступления. При этом используется психологический эффект «Социального доказательства» — люди обычно охотно присоединяются к чужим эмоциям, когда они не уверены в своих собственных, считая, что другие лучше разбираются в ситуации. Таким образом группа клакеров (клака) может существенно манипулировать реакцией зрителей.

Существует интересный рассказ Влада Дорошевича о том, как Федору Ивановичу Шаляпину перед выступлением в Ла-Скала в 1901 году пытались предложить подобные услуги. На следующий день в одной из больших политических газет Милана было опубликовано письмо великого русского артиста:

«Ко мне в дом явился какой-то шеф клаки и предлагал купить аплодисменты. Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах. Я привез публике свое художественное создание и хочу ее, только ее свободного приговора: хорошо это или дурно. Мне говорят, что клака — это обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой.»

Вплоть до начала XX века использование услуг клакеров действительно считалось нормальной практикой. Существовали специальные агентства, которые занимались наймом профессиональных «хлопальщиков». Менеджеры театров просто оставляли заявки, и половина успеха у публики была концерту или спектаклю обеспечена.

В 1920-х годах клакёры появились на американском радио. В те годы стали очень популярными комедийные радио шоу, которые записывались в прямом эфире. То есть сначала это были просто записи живых концертов или театральных постановок. Реакция зрителей была естественной, и у слушателей возникало ощущение присутствия на выступлении.

Эти радио-постановки стали прародителями одного из самых популярных сегодня телевизионных жанров – ситкомов. «Ситуационные комедии» с постоянными персонажами затем перекочевали на молодое телевидение. С первых лет своего существования они были главными конкурентами «Мыльных опер». В отличие от слезливых мелодрам, ситкомы собирали у приемников, а затем и экранов не только женскую аудиторию. Смешные жизненные ситуации, из которых герои всегда находят выход, оказались безумно популярными, и уже ровно 100 лет не сдают позиций в борьбе за зрительское внимание. По наследству от своих «живых» предков ситкомы получили закадровый смех, который стал признаком этого жанра и до сих пор считается необходимым элементом. Первые телевизионные сериалы выходили также в прямом эфире, поэтому они в принципе представляли собой трансляцию театральных постановок. Зрителей теперь сажали так, чтобы они оказывались за кадром, но их живая реакция по-прежнему попадала в звуковой ряд. Сегодня представить, как выглядели подобные трансляции, мы можем по некоторым ток-шоу.

Когда от постановок в прямом эфире отказались, зрителей из съемочных павильонов убрали. В создании телевизионных фильмов появились многочисленные дубли и монтаж. Конечно, от этого они стали намного качественнее. Однако тестовые просмотры первых же серий показали, что зрители воспринимают новые ситкомы отстраненно. Для восстановления эмоционального контакта было решено зрителей в павильоны вернуть. Однако возникла новая проблема: зрители стали уставать. Конечно, на десятом дубле даже очень смешной сцены становится уже не так весело. В некоторых случаях зрителей в перерывах даже развлекали специально нанятые стенд-ап комики.

В 1953 году звукоинженер Чарли Дуглас нашел эффективный и дешевый выход: он придумал «машину смеха». Чтобы хохот не выглядел однообразно и не повторялся, он записал несколько самых удачных образцов от разных людей отдельными дорожками. Дальше запись каждого зрителя он «привязал» к отдельной кнопке, и начал «играть» на людских эмоциях, как на фортепиано. Сначала аппарат стали использовать, чтобы исправлять неудачные студийные записи, но затем перешли полностью к его эксплуатации. Так стали создавать тот самый закадровый смех, который мы слышим в ситкомах до сих пор. Поскольку большая часть звуков для дорожек с закадровым смехом была записана в 50-х годах, на телевидении стала популярна шутка о том, что «над современными ситкомами смеются в основном покойники». Скорее всего, это до сих пор так. Маститый звукорежиссер Джон Биккельхаупт, например, рассказывал в интервью журналу NewYork Magazine, что в его библиотеке есть смех женщины 1892 года рождения.

Читать еще:  Как скинуть контакты с Айфона на компьютер

Удивительно, пожалуй, то, что в начале 90-х зрителей на съемки ситкомов, несмотря на все сложности, вернули. Все-таки живой контакт в искусстве ничем не заменишь! Теперь организаторы, правда, стали уделять огромное внимание кастингу аудитории. То есть, на определенные съемки приглашали ту целевую аудиторию, которая более качественно смеялась именно над этой тематикой. Так, например, для сериала «Женаты. С детьми» (в нашей адаптации «Счастливы вместе») чаще всего звали военных, а на ситком из жизни церковной общины «Аминь» — участников церковных хоров. С живой аудиторией снимался и легендарный ситком «Друзья».

В наших пенатах такое дорогое удовольствие для съемок сериалов не прижилось. С живой аудиторией попробовали снимать четвертый сезон «Тридцати трех квадратных метров» в 2004 году, однако затем от этой практики отказались. Иногда, как, например было при создании «Моей прекрасной няни», зрителям показывают отснятый и смонтированный материал, записывая их смех и аплодисменты. При таком подходе, кстати, можно подкорректировать моменты, на которые не было нужной реакции.

Ну а что касается теле-аудитории, наш зритель в начале 2000-х отнесся к смеху современных клакёров за кадром примерно так же, как Федор Иванович Шаляпин. Наверное, честность и нежелание плясать под чью-то эмоциональную дудку – это часть нашего менталитета.

Многие популярные в нашей стране ситкомы являются адаптацией иностранных сериалов. Всегда интересно посмотреть, как выглядят исходные образцы любимых персонажей. Читайте дальше обзор Герои зарубежных сериалов и их российские клоны: кто кого?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Зачем нужен закадровый смех

При взгляде на современную телепродукцию возникает мнение, что закадровый смех призван подсказать глупым зрителям моменты, в которые надо смеяться. Однако на самом деле происхождение этого явления на телевидении скорее технологическое.

22:28, 12.08.2013 // Росбалт, Блогосфера

Очередной странный вопрос замучал — на кой черт нужен закадровый смех на телевидении?

Сама идея подсказывать зрителю, в какой момент надо реагировать, относится вообще к античности. Римский император Нерон театр вообще любил, так же, как и собственные публичные выступления. По его распоряжению в Риме были открыты несколько театров, а труппы актеров привезены из Греции. Но вот когда дело доходило до выступления самого Нерона с очередной речью, дабы не было казусов с неверной реакцией публики, в дело включались легионеры, сопровождавшие императора. Они поддерживали выступление ликующими выкриками, а иногда и овациями.

Светоний говорит о том, что инициатором известного Великого пожара в Риме в 64 году был сам Нерон, и что во дворах видели поджигателей с факелами. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнём с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои. Хотя реальные события, судя по всему, были несколько иными (Тацит, переживший пожар, описывал, что Нерон за свой счет организовал команды для спасения жителей и города, а после пожара сам уделил много внимания разработке норм пожарной безопасности при строительстве), видно что люди власть не любили уже тогда. А значит, и овации от легионеров были так же необходимы, как овации от депутатов при выступлениях нынешних лидеров при отчетах федеральному собранию.

В XVI веке во Франции в театральной среде родилась идея о том, как обеспечить успех постановке. Надо было всего-то распространить часть билетов на спектакль, с условием обязательной активной и позитивной реакции на представление. Постепенно это стало целой индустрией, а профессиональных «хлопальщиков» стали заказывать через специальные агентства. Эта практика существовала до начала XX века.

Читать еще:  Что круче гуччи или шанель

Немудрено, что при взгляде на современную телепродукцию типа сериалов, возникает мнение, что смех призван подсказать тупым зрителям моменты, в которые надо смеяться. Однако на самом деле происхождение этого явления на ТВ скорее технологическое.

Началось это на радио в 30-х годах прошлого века. В ту пору были весьма популярны комические постановки. Но для радио они записывались в студиях, или даже концертных залах. То есть комик выступал перед зрительным залом, а радиослушатели слушали именно трансляцию такого выступления. Естественно, она содержала в том числе зрительский смех. Телевидение на заре своего создания работало не в записи, а в прямом эфире. Причем первые ситкомы делались при зрительном зале, в котором просто были установлены также и камеры. То есть зрительский смех был действительно именно зрительским хохотом.

Когда технология улучшилась, и появилась возможность делать записи передач, то возникли новые сложности. Во-первых, когда один персонаж говорил что-то смешное, то зритель начинал смеяться, и не мог услышать ответную реплику второго персонажа. То есть банально зрительский смех, в отсутствие пауз для него, накладывался на сюжет. Можно было сделать паузы без звука между репликами, но в таком виде постановка смотрелась нелепо. Во-вторых, маркетологи заметили, что после перехода на новую технологию в записи, исчез «эффект присутствия» который ранее достигался за счет подачи действа в прямом эфире и с зрительской аудиторией в студии. И в-третьих, современные шоу часто делались по традиции при зрительном зале, при этом съемка занимала кучу времени, так как появились «дубли» и снимать одну и ту же сцену надо было по несколько раз. Естественно, зрители не могли в каждом дубле одинаково весело реагировать на шутки.

Пионером закадрового смеха на телевидении стал канал CBS, который нанял звукорежисера Чарли Дугласа для решения возникших проблем. Именно он придумал «выравнивать» реакцию аудитории между дублями записанным смехом. Для того, чтобы это работало, Чарли создал специальную машину. Кстати, у Дугласа с CBS были проблемы из-за этой технологии, канал считал ее своей собственностью, так как Чарли придумал ее во время работы на канал. А вот он полагал ее собственным изобретением, со всеми вытекающими правами на интеллектуальную собственность. Именно CBS протестировал один и тот же фильм — комедию «Герои Хогана» в 1965 году в версиях «со смехом» и «без смеха». Версия без смеха была воспринята аудиторией прохладно, в то время как на версию со смехом были получены очень лестные отзывы. Так что вопрос о том, нужен или не нужен закадровый смех, был снят, вопрос оставался в совершенствовании его технологии. Как поясняли это дело профессионалы: «Смех есть явление социальное — и если в кинотеатре записанный смех совершенно не нужен, так как там смеются с вами другие зрители, то на телевидении он просто необходим!»

В то же время Дуглас зафиксировал свои права на технологию получения закадрового смеха, с помощью специальной машины. С 50-х по 70-е годы он был монополистом в этой теме. Чарли совершенствовал свою машину, научив ее выдавать кроме смеха еще и другие необходимые звуковые реакции «как бы аудитории». Чарли Дуглас сотрудничал со всеми подряд студиями, когда им требовалось провести пост-продакшен их картин. Его монополия была разрушена одним из его же сотрудников Кэрреллом Праттом в 1977 году. Он предложил более технологичное решение для записи звука смеха с использованием магнитных лент.

Технология была проста и показывала очень хорошие результаты. Так что на нее перешло большинство студий, снимающих комедийный контент. Естественно, оставалось меньшинство, которых это дело бесило. В том числе кинофильмы с закадровым смехом очень нервно воспринимались многими актерами театров, которые снимались еще и в кино. Так как они полагали, что в этом деле есть что-то «от Нерона». Сейчас это дело никуда не делось, хотя достаточно часто стал обсуждаться вопрос о том, что студии злоупотребляют этой технологией, чтобы сделать смешными откровенно унылые вещи.

В то же время психологи, изучившие вопрос влияния закадрового смеха на реакцию зрителей, отмечают, что несмотря на то, что «смеяться за компанию» психологически оказывается гораздо проще, в тех случаях, когда студии «перебарщивают» с записанным смехом, у зрителя возникает реакция неуместности и недоумения от включения смеха на не смешном для него эпизоде. Так что закадровый смех позволяет «вытянуть» смех зрителя только в тех случаях, когда эпизод кажется смешным и ему самому. В случае «перегибов» он действует отталкивающе.

Читать еще:  Сервера для террарии 1 3 5 3

Кроме этого психологического эффекта, записанный смех по прежнему используется для «разметки» времени, так, чтобы не допускать наложения реакции зрителей на следующие реплики героев постановки. Плюс и смех, и аплодисменты «по команде» остались важны для телешоу, в съемках которых участвует массовка, где приходится делать массу дублей и без записи и команд обойтись просто невозможно.

Прочитать оригинал поста Антона Буслова с комментариями читателей его блога можно здесь.

Откуда в сериалах закадровый смех и кое-что о том, кто над чем смеется

Казалось бы, такой незамысловатый и часто довольно раздражающий элемент ситкома, как закадровый смех (на американском телевидении его принято называть «консервированный смех»), на самом деле имеет крайне любопытное происхождение. Сам жанр ситкома постепенно эволюционировал из формата 50-х – комедийного шоу в прямом эфире, снимавшегося в студии со зрителями. Зрители реагировали на удачные репризы и шутки аплодисментами и смехом. Но по мере усложнения формата производить его в режиме реального времени становилось все сложнее и дороже, и телеканалы перешли к уже привычной нам павильонной съемке. Однако возникла новая проблема: зрители уставали. Бесконечные дубли утомляли аудиторию: люди не могли смеяться над шуткой так же искренне в десятый раз, как смеялись на первом дубле, который не устроил режиссера по той или иной причине.
Выход в 1953 году придумал звукоинженер Чарли Дуглас, создавший «машину смеха» – аппарат, очень похожий на старый калькулятор, где каждая кнопка была привязана к записи смеха. С помощью этой машины Дуглас – в чем-то это было похоже на игру на пианино – создавал те самые смеховые дорожки, которые и заменили живую аудиторию в студии.
Поначалу изобретение Дугласа предназначалось исключительно для того, чтобы исправлять звук, неудачно записанный в студии, но довольно скоро продюсеры сериалов стали просто подклеивать на постпродакшне «закадровый смех» ко всем ситкомам подряд. В результате за несколько десятилетий активного использования прием этот у более продвинутой
части режиссеров и шоураннеров стал считаться признаком халтуры.
К началу 90-х годов ситкомы снова стали все чаще снимать со зрителями. Закадровый смех дорабатывали и чистили на постпродакшне. Создатели некоторых шоу довели до совершенства мастерство кастинга аудитории, на съемки звали те социальные группы, которые гарантированно смеялись
бы над шутками, например на «Женаты. С детьми» (Наш вариант — «Счастливы вместе») чаще всего звали военных. Им особенно импонировали неполиткорректные шутки этого ситкома. На «Аминь» (ситком о жизни церковной общины) – участников церковных хоров, а смотреть, как снимают «Дорогой Джон» (история неудачника, которого бросила девушка), – только одиноких людей. С живой аудиторией, например, снимался и один из самых удачных ситкомов
последних десятилетий «Друзья». Чтобы зрители не «раскисали», между дублями их развлекали специально нанятые стенд-ап-комики.
Один из аргументов в пользу консервированного смеха таков: люди чаще смеются, если слышат, как смеется кто-то еще. Этот факт получил подтверждение в 1974 году в исследовании, опубликованном в журнале The Journal of Personality and Social Psychology, и с тех пор несколько раз подтверждался другими учеными. Правда, с одной важной оговоркой – закадровый смех помогает зрителям смеяться над «не очень смешными
шутками», над смешными же шутками все смеются одинаково и без какой-либо дополнительной стимуляции.
Поскольку большая часть звуков для дорожек с закадровым смехом была записана в 50-х годах, на телевидении стала популярна шутка о том, что «над современными ситкомами смеются в основном покойники». Шутку эту обыгрывали и писатель Чак Паланик, и сценарист Энди Кауфман.
И в ней есть доля правды. Звукорежиссер, обладатель трех «Эмми» Джон Биккельхаупт рассказывал журналу NewYork Magazine, что в его библиотеке есть смех женщины 1892 года рождения: «правда, сейчас я его уже почти не использую, он записан в моно». Закадровый смех, целиком «созданный» звукорежиссерами, используется и сегодня, например для
ситкомов 2011 года «Две девицы на мели» и «Уитни». В остальных же случаях звукорежиссеры чаще всего просто чистят и несколько улучшают искреннюю реакцию живой аудитории.

(с) Александр Роднянский «Выходит продюсер»

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/120719/43644/
http://www.rosbalt.ru/blogs/2013/08/12/1163508.html
http://pikabu.ru/story/otkuda_v_serialakh_zakadrovyiy_smekh_i_koechto_o_tom_kto_nad_chem_smeetsya_1651746

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector